Вертомот,властелин полей
Он ориентирован на езду по плохим, но дорогам: ведь это не жесткий, а туристический эндуро. Поля, леса и степи – тоже «его», здесь ему даже лучше, чем на асфальте. За 15 лет производства (мотоцикл выпускался до 2003 года) Dominator доказал свою «профпригодность».
Туристическим этот эндуро назвали не случайно – он лучше многих, если не большинства конкурентов, приспособлен для передвижения по дорогам с твердым покрытием. У водителя удобная посадка, огромный багажный кофр легко вмещает шлем-интеграл или вертикально установленную 4-литровую канистру масла, у аппарата мягкие подвески и надежные тормоза. Сухая масса – 152 кг. Не так мало для эндуро. По силам ли его вес тормозам? Да, передний однодисковый двухпоршневой и задняя однопоршневая скоба, если включить их в дело одномоментно, быстро останавливают байк.
Доминирующая часть NX650 – двигатель. Проверенный временем одноцилиндровый 650-кубовый мотор не то что прост – я бы сказал, примитивен по нынешним меркам. Нет даже масляного радиатора: это настоящий воздушник. Масло заливается в раму и подается в двигатель насосом – картер сухой. Поэтому, если падаешь, мотор продолжает работать, и плохих последствий не бойся – движок по-прежнему получает живительную смазку в важные узлы и детали. И перегреть мотор очень сложно: однажды в 25-градусную жару я час толкался в столичных пробках, а потом еще час куролесил в песчаном карьере, где, сами понимаете, приходилось постоянно поддерживать повышенные обороты, чтобы не упасть. Двигателю хоть бы хны! Охлаждается он так: масло идет по каналу в передней части рамы вниз от рулевой колонки – этот участок мотоциклетного скелета обдувается лучше, чем где бы то ни было на аппарате, потому и эффективно остужает раскаленное масло. Помимо того, у мотора развитое оребрение цилиндра и его головки, что тоже сдувает жар.
На средних оборотах вибрации двигателя усиливаются и норовят до смерти защекотать водителя тряской ручек и седла. Именно «пляска» мотора ограничивает максимальную скорость NX650: после 120 км/ч (то есть после 4500 об/мин на пятой передаче) ехать очень некомфортно, хотя разогнаться мотоцикл может до 160 км/ч. Крейсерская же скорость – 110, когда и байк устойчив, и мотор не гробит тебя пляской, и поток воздуха не сдувает. И, кстати, топливо расходуется наиболее экономично (4–5,5 л/100 км).
Простота конструкции и высочайшее качество изготовления сделали двигатель Honda NX650 настолько живучим и надежным, что об этом его достоинстве говорят как о чем-то сверхъестественном. Скорее всего, так и есть, и доказательство тому – мотор Dominator’a выпускают до сих пор, а сам мотоцикл уже нет. Двигатель устанавливают в шасси Honda XR650L и городского эндуро Honda FMX650.
И вместе с тем он довольно капризен, в том числе в отношении обслуживания. Оцените: менять моторное масло приходится каждые 3000 км, а свечу зажигания – 4000 км. Впрочем, объем маслобака – всего 1,9 литра, а новая свечка стоит от 85 до 120 рублей. Так что техобслуживание обходится весьма недорого, да и провести его по силам даже неопытному.
Звук работающего двигателя – песня! Отрывистый, в меру громкий выхлоп выходит из двух труб, разнесенных по разные стороны корпуса. Его звучание очень похоже на резкое «бу-бу-бу» низко летящего вертолета. Что, кстати, водителю на руку: в дорожной пробке мотоцикл звуком оповещает автомобилистов о своем приближении.
Многие скажут, что внешний вид не очень-то важен для эндуро. Такие бестселлеры, как Yamaha XT600E, Suzuki DR650 и Kawasaki KLR650, которых тоже относят к племени одноцилиндровых мотоциклов для туризма, выглядят проще и неказистей. У «Доминатора» «играет» каждая деталь, приятно прикоснуться к пластику. Правда, царапины на лакированных «бортах» сразу становятся видны. А при активной езде царапины обязательно появятся.
«Всевидящие» зеркала заднего вида и читаемая панель приборов – роскошь для эндуро. У Dominator’a роскошь условная. В круглых зеркалах обзор отличный лишь до тех пор, пока не усилятся вибрации – тогда картинка расплывается. Еще одна особенность: в зеркала не получится скосить глаза, чтобы оценить дорожную ситуацию за спиной – придется повернуть голову. Из-за того, что широковат руль.
Приборка NX650 большая, красивая и легко читаемая. Вот только читать на ней почти нечего. Не понятно, чем руководствовались инженеры и дизайнеры Honda (даже тогда, почти двадцать лет назад), когда не разместили на приборной панели ни датчика уровня топлива, ни контрольной лампы температуры или давления масла. Ведь с этими двумя небольшими индикаторами не было бы тесно на приборке мотоцикла с туристическими «наклонностями». Зато зачем-то вмонтировали лампу Side Stand – датчик выдвинутой подножки (совсем не первостепенной надобности).
В 1995 году производство Dominator перенесли из Японии в Италию, поэтому на тестируемом мотоцикле есть чисто европейская «фишка» – тумблер отключения света. На нем три положения: «выключено», «габаритные огни» и «включено», а управление «ближний–дальний» – отдельной кнопкой. Фара NX650 светит, обозначу так, удовлетворительно – лучше, чем на Yamaha XT600, но не более того.
И еще несколько слов об обслуживании. В этом отношении он по-настоящему удобен: масляный фильтр расположен за небольшой крышкой с правой стороны мотора, и его замена – минутное дело. Сподручно менять и воздушный фильтр, и извлекать аккумулятор. Один цилиндр, один карбюратор, один распредвал: отремонтировать незначительные поломки в полевых условиях просто. Конструкторы, кстати, предусмотрительно разместили слева от двигателя в нише над защитой картера полноценный набор инструментов, спрятанный в черной коробочке (закрываемой на ключ).
Легко дается Dominator’y и городская езда. Он легкий и послушный в управлении, с большим дорожным просветом. Но чтобы разогнаться, придется хорошенечко крутить мотор – он тяготеет к «верхам»: двигаться со скоростью 30 км/ч на третьей передаче не получится. На каждой ступени КП приходится раскручивать коленвал до 4000–4500 об/мин – иначе байк «не едет». Другое дело, обороты двигатель набирает быстро.
На грунтовых дорогах, в лесах, полях и степях длинноходные подвески, слишком мягкие для жестокого бездорожья, отлично обрабатывают небольшие неровности. Но далеко не уедешь – «не пускает» неудобное седло. Даже после получаса непрерывной езды возникает неуемное желание остановиться и слезть с «орудия пытки». Но, может, кого-то утешит тот факт, что за счет седла Dominator – один из самых низких крупнокубатурных эндуро, и на нем пилот ростом 170 см или чуть выше легко упрется ногами в землю.
По-моему, из сказанного следует, что достоинств у Honda NX650 куда больше и они «мощнее», чем недостатки. Когда решите, что вам нужен байк для каждодневной езды по городу и чтобы с ним можно было отвести душу в полях, лесах и на косогорах, присмотритесь к нему. Рекомендую.