По просторам неметчины
Изначально гонку с таким названием проводили в стране в 1933 и 1934 годах. Потом дело заглохло, и лишь в 1989 году жителю уже объединенной к тому времени ФРГ Гюнтеру Крону пришла в голову светлая мысль возродить древнее соревнование, только уже для техники, попавшей в категорию «ретро».
С той поры каждый июль в городке Мёнхенгладбах, что недалеко от границы с Францией (хотя какая нынче граница в Евросоюзе-то...), собираются увлеченные старинной техникой люди разных возрастов, желающие не только хранить «машины времени», но и активно на них ездить. Преодолеть 2000 км за семь дней – это даже для
30-летней техники вовсе не шутка, тем паче для более древних аппаратовѕ Понятно, что на популярный в нашей мототусовке титул «железной задницы» никто из участников ралли не претендует, но хотел бы я посмотреть, кто из наших способен на том же 30-летнем «Урале» или «Иже» проходить ежедневно в течение недели по 380 км без ремонтов, да еще в режиме ралли, то есть на время и с ориентированием на местности!
Конечно, это не гонка в прямом смысле – средние скорости вполне адекватные, да и ограничения на дорогах необходимо выполнять. Но 10–12 контрольных пунктов за день «собрать» надо, а они еще и «открыты» строго ограниченное время. Старт первого участника – примерно в восемь утра, а мотоциклы и приравненные к ним тихоходы и прочие «раскорячки» шли в голове пробега. Значит, вставать приходится рано и успевать повсюду – вовремя. Итого получается каждый день по 10–12 часов в седле, правда, с перерывом на обед, но ежели где поблудил по дороге, то на обед можешь и не успеть. Сытый ты или голодный – никого не волнует, ехать все равно надо. Так что добравшиеся до финиша мотоциклисты – герои однозначно (типа цитата).
Как они при этом ориентировались на местности – ума не приложу! «Легенда» ралли представляет собой толстенную книгу, в которой расписан весь маршрут – с расстояниями, ориентирами и указаниями, где куда сворачивать. Ладно, если пассажир за спиной – он хоть может листать книгу и командовать, куда рулить. А в одиночку как быть?! Вот и приходилось каждый вечер мотоциклистам чертить себе «кроки местности» с основными маневрами – настоящая штурманская работа. Часто сбивались в стайки или шли в компании с автомобилями, – правила это позволяют. Но не дай Бог перестанешь следить за ориентирами – отсекут на светофоре! Или если на заправку заедешь – ан все прочие уже укатили, и стоишь, не зная, что делать. Пока заново «привяжешься» к трассе, потеряешь кучу времени. Так что расслабляться не приходится.
Народ поопытнее к старту готовился куда как серьезно. У одного из мотоциклистов я видел на руле целую приборную панель, как на бомбардировщике, право слово! Кроме штатных приборов, в ней часы стрелочные, часы электронные, электронный счетчик скорости и расстояния, а также – внимание! – настоящие авиационные штурманские советские часы с двумя секундомерами и функцией фиксации времени полета! Я прям зауважал мужика!
На чем народ стартовал? В основном на разных послевоенных BMW. Одна молодая пара ехала на классическом МZ ЕS250 (они и стали победителями в зачете мотоциклистов), а пожилая чета – на роскошном Horex Imperator в прекрасном состоянии. То ли бережно хранили с самой покупки, то ли купили недавно, воплотив мечту молодости. Пожилые семейные пары составляли экипажи многих автомобилей, в том числе и приравненного к мотоциклам миниатюрного NSU-FIАТ 500. А как же не приравнять, коли в нем моторчик хоть и о четырех цилиндрах, но всего-то 500-кубовый! Нонешние полутора-двухлитровые мотоциклы по сравнению с этой машинкой просто махины! Тем не менее старички не производили впечатления коматозников. Когда надо было, «бабушка рядушком с дедушкой» заруливали «хорошо за 80» – только седые космы по ветру развевались. Но возраст есть возрастѕ Нет, бабуле с дедулей ничего не сделалось, но вот их конек-горбунок к концу третьего дня соревнования выдохся. И грустно стояли на обочине старички в предместье Дрездена, возле самого финиша, провожая взмахами рук проносившихся мимо конкурентов. Вообще-то организаторы предусмотрели и технички, и эвакуаторы, вот только этого экипажа мы почему-то на трассе больше не видели – видимо, повреждения техники оказались фатальными. Мотоциклисты также несли потери, но большинство успешно финишировали.
Отдельно хочу упомянуть поразившие меня еще на старте BMW Isetta и Glas Goggo TS250. У моряков, я слыхивал, для всяких некораблей и несудов существует термин «плавсредство» – ну, вроде того зонтика, на котором путешествовал незабвенный медвежонок Винни-Пух. Так вот и это – и не автомобиль, и не мотоцикл, а сплошное недоразумение, одно слово – «раскорячка». Как они преодолели эти 2000 км – я осознать не в силах. Во всяком случае, когда водителя Isetta спросили, как ему едется, тот вытянул вперед руки, выпучил глаза, открыл рот и энергично запрыгал на сиденье – все стало ясно. Он, кстати, среди тихоходов продержался дольше всех и сломался лишь километра за полтора до окончательного финиша, но сумел починиться и до заветной черты добрался-таки, честно заслужив памятный жетон участника и кучу всяческих призов. Не удивительно: ветровое стекло его машинки украшали наклейки участника ралли аж с 1997 года! Солидный опыт!
А еще нас выезжали встречать местные любители на ретро-технике. То подъедут к контрольному пункту и встанут рядышком, то просто пристроятся где-то возле дороги, чтобы только рукой помахать. Иной раз в самой что ни на есть «глубинке» такое увидишь – хоть плачь от обиды: тебе-то приходится спешить, лететь мимо этих уникумов с квадратными глазами и нет времени хотя бы сфотографировать эдакие чудеса. Кое-что, правда, запечатлеть удалось.
Так, на старт одного из этапов подкатил покрасоваться парень на настоящем дизельном индийском Enfield Taurus. Вроде бы современный мотоцикл, а в то же время – старина, уж сколько десятилетий в производстве...
Вот такое ежегодное состязание устраивают немцы, и мотоциклы в нем хоть и не доминируют, но их доля участия вполне достойна. Почему и захотел рассказать об этом ралли.
Р.S. Когда мы шли на пароме в Германию, вместе с нами на борту расположились путешественники-англичане на Morgan с 1000-кубовым мотором Matchless. Уже на берегу они обошли нас, когда мы подзастряли на стоянке одного из автобанов. Этот трехколесный агрегат летел в ритме грузовиков, легко делал 85 км/ч. А какой звук издавала его длинноходная V-образная двойка!.. Любой тепловоз сдох бы от зависти!.. На обратном пути на соседний паром грузился настоящий Indian, его владелец направлялся на какой-то скандинавский слет. Ретро-жизнь в Европе, в отличие от России, бурлит гейзером!