Единственное средство передвижения
Как только пришел в себя, взялся за его строительство. Мне нужен особенный аппарат: с хорошими управляемостью и проходимостью, мягкими длинноходными подвесками – комфортный утилитарный универсал. Скорость и взрывная динамика, сами понимаете, теперь для меня не из разряда главных достоинств. Собрал несколько конструкций на базе обычных мотоциклов с коляской. ГИБДД к их уровню обеспечения безопасности претензий не высказывала – все аппараты с техпаспортами и все выдерживают прохождение техосмотра.
В 2002 году решился на серьезное предприятие – заложил на стапеле мотоцикл, в основе которого силовой агрегат (двигатель и КПП) от ЛуАЗа. Год составлял чертежи, собирал комплектующие, еще три года ежедневного труда ушло на изготовление аппарата.
Рама полностью самодельная: общая для мотоцикла и коляски – только в таком исполнении она получается максимально жесткой. Двигатель с КПП установил поперек рамы на шести сайлент-блоках.
Все колеса закрепил консольно – такая подвеска легче и компактнее. Но для меня важнее то, что теперь, случись проколю колесо, смогу легко его демонтировать. Чтобы подвеска четко «держала» дорогу, каждую деталь сделал максимально жесткой. Задний маятник установил на двух прочных конических подшипниках серий 7507 и 7508. Здесь их ресурс будет безграничным!.. Маятник колеса коляски сварил из двух поворотных кулаков ЗАЗ-968Н, расположенных буквой S. Передняя подвеска – на одинарном продольном рычаге. Рычаг закрепил, для жесткости, на массивной толстостенной трубе. Он качается на четырех подшипниках – по два с каждой стороны. В рулевой колонке мощные конические подшипники: верхний – 7706, но особенно «силен» нижний – 2706 (угол конуса – аж 29°). «Запорожский» амортизатор с двумя «ураловскими» пружинами по характеристике точно подошел для передка. Ход колеса – целых 200 мм! Впрочем, подвески заднего колеса и коляски тоже отлично работают и на шоссе, и на разбитом проселке. Мотоцикл легко управляется, уверенно держит курс: руль выпускай из рук на любой скорости – аппарат идет по шоссе как паровоз по рельсам. А это очень важно при моих физических ограничениях.
КПП спрятана под коляску. Причем сделал так, что пространства для ног пассажира практически не убавилось. В днище коляски вварил горб под коленками седока. 4-я передача коробки от ЛуАЗа с довольно большим передаточным отношением – 0,964. На внедорожнике столько нужно для лучшей проходимости. Я же заменил ее более уместной для мотоцикла скоростной парой шестерен от ЗАЗ с передаточным отношением 0,83. Привод коляски цепной, его можно подключить за 10–15 минут – при гололеде дополнительное рабочее колесо «люльки» здорово помогает. К заднему колесу крутящий момент передается от КПП через конический редуктор с передаточным отношением 1:1. Он соединен с коробкой передач полуосью от «Запорожца». А с задним колесом редуктор связывает короткий карданный вал от УАЗа.
Бензобак сварил из распиленного на две половинки «запорожского» и тоже спрятал под коляску в задней ее части. Его емкость составляет около 20 литров.
Схему проводки выполнил по автомобильным канонам – с кучей реле и предохранителей. Комплект приборов от «Запорожца» дополнил тахометром от ВАЗ-2106, указателями температуры масла в цилиндрах и давления, вольтметром и контрольными лампочками.
...Езжу часто и подолгу. Чтобы меньше уставать, соорудил удобное сиденье. Управление, естественно, полностью ручное: справа на руле – ручка газа и рычаг гидравлического привода заднего тормоза, слева – рычаги переднего тормоза и сцепления, оба с тросовым приводом. Рычаг переключения передач автомобильного типа расположен возле колена правой ноги, с кулисой коробки он соединен самодельной тягой.