Навостри лыжи

НАВОСТРИ ЛЫЖИ

фото

Алексея МЕЛИХОВА

Еще до покупки нужно четко для себя сформулировать, для чего нужен снегоход. Они разделяются на утилитарные, спортивные, туристические и горные. Часто в поисках аппарата с наилучшей проходимостью выбирают утилитарный. И ошибаются: на экстремальном бездорожье лучше всех себя ведут горные. Впрочем, "проходимость" - понятие относительное, ее определяет удельное давление снегохода на снег, причем с пассажиром. Вот и выходит, что мальчонка весом 40-50 кг на легком спортивном аппарате без труда проедет там, где стокилограммовый дядька завязнет на утилитарном.

Не меньшую роль играет то, какие лыжи и гусеницы установлены - здесь есть варианты.

ГУСЕНИЦА

Часто почитатели "вездеходности" норовят приобрести машину с гусеницей пошире и не обращают внимания на ее длину. Это неправильно да и опасно. Чрезмерно широкая гусеница ухудшает управляемость намного больше, чем, например, широкие лыжи. Особенно тяжело с нею продвигаться в лесу, между деревьями. Но применение такой опции оправдано на утилитарном снегоходе: это "рабочая лошадь", и ее гусеница может быть шириной до 60 сантиметров при большой длине. Тут уже речь идет не о проходимости и управляемости, а о сцеплении со снегом, что важно при буксировании хорошо нагруженного прицепа.

Каждый аппарат подобного типа комплектуется фаркопом, значит, он обязан без труда таскать прицеп на полозьях. Да и вариаторы таких машин настраиваются именно на сильную тягу на малых скоростях - чтобы тянуть груженые сани.

Короткая узкая гусеница - для спортивной езды. С нею легко и быстро проходишь повороты, разворачиваешься на месте и т. п. А вот проходимость будет похуже. При преодолении препятствия после сброса газа она мгновенно зарывается в снег. Туристические снегоходы (иногда их еще называют семейными) - это нечто среднее между утилитарной и спортивной техникой. Им соответствует и гусеница - средней длины, средней ширины (около 38 см). Когда на "туристе" рассядется вся семья, уже не столь важно, тяжелый он или легкий. Главное, чтобы было комфортно, мотор заводился с электростартера, работал реверс, багажник был достаточно вместительным, седло удобным и приятным, как в лимузине, и ему "помогали" подвески.

На горный снегоход устанавливают длинную узкую гусеницу с развитыми снегозацепами. Она предназначена для действительно глубокого и рыхлого снега, превосходно ведет себя при езде среди нагромождений камней и выдерживает неизбежные прыжки. На укатанном снегу или на льду комфорта от такой гусеницы ждать не приходится - развитые снегозацепы создают достаточно сильную вибрацию…

Вспомните обо всем этом перед покупкой, ибо проще заменить снегоход, чем гусеницу на нем.

Штатных рессор в подвеске гусеницы вполне достаточно для повседневной езды. Подрегулировать жесткость можно - поджав их эксцентриками, выбрав одно из фиксированных положений. А любителям прыжков и бешеных "скачек" по экстремальному бездорожью стоит решиться на установку в рессорах дополнительных листов.

ЛЫЖИ

Если возникло желание заменить стандартные, нужно учесть назначение снегохода, а также его вес. Масса водителя с пассажиром влияет на ходовые качества аппарата гораздо меньше - львиную долю нагрузки на переднюю часть машины создают мотор и трансмиссия.

Утилитарные аппараты достаточно тяжелы и нуждаются в широких лыжах. Они хороши на рыхлом снегу. Но в то же время с ними управляемость снегохода гораздо хуже, чем с узкими. А вот по льду и накатанному снегу на узких сподручнее. Кроме того, с ними снегоход становится более скоростным и маневренным. А еще лучшей управляемости можно добиться, если на узкие лыжи установить по дополнительному полозу.

Условия, в которых приходится работать горным снегоходам, сложны и неоднородны. С одной стороны, эти аппараты должны быть юркими, с другой, проходить по рыхлому снегу. Поэтому на такие снегоходы устанавливают, как ни странно звучит, некий гибрид широкой и узкой лыжи - с максимальной шириной спереди, чуть поуже сзади, самое же узкое место - посередине. У туристических и спортивных снегоходов лыжи узкие - они обеспечивают хорошую управляемость. Однако владельцам очень тяжелых "туристов" лучше остановить выбор на широких: они добавят водителю уверенности в "вездеходности" аппарата, а ухудшения управляемости уравновешенный снегоходчик попросту не заметит.

ВАРИАТОР

Как для ведущего узла, так и для ведомого существует полтора десятка различных пружин. Они отличаются как своей длиной, так и толщиной проволоки. К сожалению, по номерам, нанесенным на них, определить жесткость невозможно. Существует также множество вариантов грузиков. Они различны по форме и весу (от 39 до 80 грамм). На панели возле руля под кожухом мотора есть таблица, содержащая подсказки для настройки вариатора. Но это не догма, а лишь информация к размышлению… Впрочем, самому экспериментировать с настройками - дело очень долгое и кропотливое - доморощенный регулировщик того и гляди промахнется, ведь точных рекомендаций по подбору деталей для настройки вариатора не существует. Советуем обратиться к квалифицированному механику. Он, обладая полным набором необходимых деталей, учтя назначение снегохода, вес аппарата и нагрузку на него, сможет найти оптимальные регулировки.

РЕВЕРС

Важная опция, которой оснащают далеко не все снегоходы, - реверс. Если для спортивной машины его устройство - балласт, то для туристического, а тем более утилитарного оно жизненно важно: как без него развернуться в лесу или в горах? Владелец снегохода "с руками" способен смонтировать реверс и самостоятельно. В комплект узла входят новые шестерни и крышка редуктора в сборе с механизмом переключения направления движения, а также рычаг и тяги. Опытный механик затрачивает на сборку чуть больше часа.

ЭЛЕКТРОСТАРТЕР

Заводить снегоход гораздо удобнее электростартером. Но учтите, что стартер нужно "кормить" током из достаточно емкого и тяжелого, способного выдать на морозе достаточный ток аккумулятора.

Детали для его установки продаются комплектами. При наличии инструмента и слесарных навыков с работой можно справиться самостоятельно. Сначала нужно снять весь механизм ведущего шкива с коленвала (понадобится съемник - молотком бить по деталям этого узла категорически запрещается!). К узлу со стороны, обращённой к двигателю, прикручен диск, выполняющий функцию маховика. Вместо него нужно установить диск с зубчатым венцом из комплекта. Крепящие их винты посажены заводскими сборщиками на резьбовой герметик. Поэтому перед тем, как откручивать, прогрейте детали феном до 1250С. Перегреете - детали может "повести". При установке диска с зубчатым венцом на каждый винт обязательно нанесите каплю резьбового герметика. Обычно в комплект с диском кладут новые винты. Если их нет, можно воспользоваться старыми, но перед установкой удалите остатки застывшего герметика. Затягивать детали нужно с усилием около 2 кг.м.

Вал привода с бендиксом расположен на площадке-кронштейне крепления двигателя (новый узел - в комплекте). Заменить площадку не составит труда, а вот со стартером - посложнее. Отверстия для его крепления в раме есть, а резьбы в них нет. Её придется нарезать самостоятельно.

Вмешательство в электросхему понадобится минимальное. Замените замок зажигания тем, что уложен в комплекте. В нем, как в автомобильном, есть дополнительное положение, при котором включается стартер.

И последнее, самое простое: установите площадку под аккумулятор. Кстати, аккумулятор в комплект не входит - его придется покупать отдельно. Он должен быть 12-вольтовым, емкостью 20 А.ч.

О ХРАНЕНИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ

Чтобы снегоход ехал прямо, не рыскал и был послушен рулю, регулярно (а после сильных ударов о камни - обязательно) проверяйте схождение лыж. Определяется оно по разнице расстояний между крайними передними и крайними задними болтами их крепления. "Задний" размер должен быть больше "переднего" на 2-6 мм. Кроме того, нужно периодически проверять состояние полозьев. Как они ни тверды, но даже снег их постепенно стирает, и по мере их износа снегоход все хуже и хуже реагирует на повороты руля.

Перед летним хранением нужно повернуть эксцентрики, создающие преднатяг рессор, так, чтобы подвеска максимально расслабилась. Обязательно ослабьте гусеницу. А перед новым сезоном ее натяжение регулируют следующим образом. Снегоход подвешивают, а гусеницу нагружают - в центр ее нижней ветви кладут гири весом 9 кг, и она должна провиснуть на 1,5-2 см.

Один раз в сезон, а лучше перед его началом обнаружьте все масленки в передней и задней подвесках и прошприцуйте их низкотемпературной консистентной смазкой. После покупки нового снегохода на протяжении первых 480 км нужно шесть раз, через каждые 80 км, подтягивать все гайки и болты. С особенным вниманием отнеситесь к крепежу катков, по которым катится гусеница: он очень "любит" откручиваться.

Информация для тех, кто с правильной стороны берет в руки гаечный ключ. Импортные снегоходы на заводе комплектуют небольшим набором инструмента и очень хорошо его "прячут". Бывало, сумку с ключами владелец обнаруживал после 2-3 сезонов, случайно отогнув передний край сиденья.

Подпишитесь на «За рулем» в