Эльбрусская петля

ЭЛЬБРУССКАЯ ПЕТЛЯ

фото

автора

Вопрос, чем заняться мотоциклисту зимой, для меня перестал существовать лет десять назад, когда впервые попал в горы и опробовал сноуборд. Снег, прозрачное небо, горячий глинтвейн и ни с чем не стравнимое чувство свободного полета на доске… Но однажды подумал: почему бы не объеденить горы и мотоцикл?.. Подготовка пробега по Ставропольскому краю, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии вокруг высочайшей горы Европы - Эльбруса заняла почти год.

Прошлым летом в моем распоряжении оказался эндуро BMW F650GS Dakar: большой дорожный просвет, мягкий, не ломкий пластик, мощный тяговитый мотор… Оставался один "открытый" вопрос - как поведут себя стандартные покрышки? Вопрос важный: одно из обязательных условий, которое поставил перед собой, - весь маршрут должен быть преодолен своим ходом и только на стандартном мотоцикле… Полчаса работы - и "Дакар" полегчал на четыре килограмма. Поворотники, декоративные накладки, защита рук и цепи, подножки пассажира были отстранены от путешествия.

"Весь маршртут" в моем понимании - не означает от самой Москвы. Ведь цель - объехать Эльбрус, а не "разложиться" где-нибудь под Ростовом, обгоняя очередную фуру. Потому и отправил мотоцикл на прицепе до Минеральных Вод.

Собирался по принципу: чем меньше времени на сборы, тем меньше ненужных вещей придется потом таскать. Главное - определиться, в чем едешь и в чем проводишь остальное время. Передвигаться - в костюме для эндуро, шлеме, перчатках и мотоботах. Из спецснаряжения прихватил налобный фонарик, очки для высокогорья, нож, термос и кружку.

…Аэропорт Внуково, я с рюкзаком за спиной, в ярком мотокостюме с притороченными к нему мотоботами. Сколько раз общался с милицией - не счесть: яркие одежды возбуждают служебное рвение... Два часа полета на чуде отечественного самолетостроения - ТУ-134 (с иллюминатором в потолке туалета) - и я в Минеральных Водах. За 2,5 часа ожидания машины с мотоциклом зафиксировал 17 случаев обращений ко мне местной милиции. Совет тем, кто захочет путешествовать в этих краях: заготовьте табличку с технической информацией о мотоцикле и выставляйте ее при каждой остановке, даже если вокруг никого нет, иначе замордуют вопросами, как пить дать.

Показалась родная "Нива". Распаковал мотоцикл, спустил на землю, вставил ключ в замок зажигания… Прошло почти три года от рождения идеи до момента, когда я сел за руль на площади аэропорта Минеральных Вод. Мечты сбываются!.. Мою плаксивую сентиментальность мотик не разделял - завелся с первого раза. Он даже не понял, где он и что предстоит.

Дорога в Домбай по хорошему асфальту полна загадок. Вот названия населенных пунктов: Теберда Нижняя, Верхняя, Средняя, Большая, Малая, река Теберда и просто Теберда. А так, чтобы пофантазировать?.. Через 240 км показались горные вершины. В Домбае, удивительно живописном месте, четыре ущелья сходятся крестом, со всех сторон частоколом торчат скальные пики в снежных шапках.

Дорога уперлась в шлагбаум - надо платить за въезд в заповедную зону. Я не возражал, тем более, что на табличке указана "смешная" стоимость - 20 рублей. Протянул мелочь... Люди в униформе, сильно удивившись, любезно, будто я недоглядел, ответили, что столько не надо - хватит "сотки". Следующий шлагбаум требовал денег за въезд в поселок. Здесь платить принципиально не стал - взамен прочитал лекцию о своей технике минут на десять. А что, разве это чего-нибудь да не стоит?!. Шлагбаумы - удивительное изобретение человечества, я бы ими перегородил входы во все гостиницы, кафе и магазины: вложений - минимум, прибыль - гарантирована.

Домбайские спасатели встретили радушно, у них и остановились. Самое время осмотреть технику.

...Почему так подозрительно тихо работает мотор? Покатавшись по поселку, пришел к выводу: не все лошадиные силы в высокогорье выживают: мощность упала. Хотя и не критично. И еще, пришлось приподнять рычаг КП - массивный пластиковый ботинок под него не влезал.

Вечером - пробный выезд на высокогорное бездорожье. 20 км до альплагеря "Алибек" и далее - до линии снега ледника горы Эрцог. Разбитая, сыпучая почва вулканического происхождения с торчащими острыми краями камней, несколько бродов, спусков и подъемов… Но проехать можно. Встретил альпинистов, они показали такие пейзажи, что в сравнении с ними виды на рекламных фотографиях мотоциклов серии GS смотрятся упражнениями бездарных новичков... Мотик выдержал все напасти с честью: пару раз я его все-таки приложил.

Подпишитесь на «За рулем» в