Безумства в донингтон-парке
"Мото" в Великобритании
, фото
автора
Премьера грандиозного события - Moto-1 - прошла в английском Донингтон-парке. По задумке организаторов, лучшие мотоциклисты Англии должны были воевать в многоборье за первый в истории Великобритании титул лучшего мотоциклиста страны. В числе дисциплин - триал, супермото, кросс и дорожные гонки. Одновременно на другом участке трека проходил второй и заключительный этап чемпионата мира по стант-райдингу. Для завершения картины в программу включили выступление фристайлеров, группы каскадеров с загадочным названием "Фиолетовые шлемы", гонки на исторических мотоциклах и намечали установить мировой рекорд по прыжкам в длину на мотоцикле.
Утром первого дня на площадке для стант-райдинга (под нее отгородили кусок кольца от виража Esses до Goddards) расположились мини-вэны участников. 29 лучших мотокаскадеров мира подали заявки на участие в соревнованиях. Тут же стояла и их боевая техника. Изрядно потрепанные литровые спортбайки без пластика не вызывали любовь с первого взгляда. Однако при более детальном рассмотрении выяснился целый ряд интересных технических особенностей. Сразу поразил размер задней звездочки - приблизительно зубов шестьдесят. На левой рукоятке руля - два рычага: сцепление и ручной привод заднего тормоза. Тормозной шланг "заднего ручника" подсоединен к переваренному главному цилиндру заднего тормоза. Таким образом, управлять задним тормозом можно и ногой, и рукой. На некоторых мотоциклах эта же задача решена иначе. Вместо модификации главного цилиндра заднего тормоза (под второй тормозной шланг от рычага на руле) на заднее колесо просто установили вторую тормозную скобу. Один из участников пошел дальше всех и включил в тормозную систему своего байка гидравлические переключатели, позволяющие на ходу изменять тормозное усилие.
Бродя между мотоциклов, неожиданно заметил знакомое лицо. Широко улыбаясь, навстречу шел Пол Говер. "Ты видел, что они тут вытворяют?! - начал он. - Понаблюдав за тем, на что способны эти парни, я чуть было не уехал домой". Оказалось, что еще накануне некоторые из звезд стант-райдинга устроили небольшую разминку, которая морально раздавила более слабых участников.
Начавшаяся с утра тренировка подтвердила опасения Пола: уровень мастерства участников очень высок. На разминке спортсмены делали такое, что в голове не укладывалось. И это - на мокром от тумана асфальте! Чего стоит "восьмерка" в свече, не держась руками за руль, или торможение с полностью заблокированным задним колесом с 200 км/ч. Один из стант-райдеров так разошелся, что не заметил показанный ему клетчатый флаг и продолжал безумствовать. Организаторы терпеливо ждали минут десять, а потом просто перегородили дорогу мини-вэном. Только после этого увлекшийся спортсмен покинул трассу.
В это же самое время на других частях трека уже шли соревнования Moto-1. Чемпионы разных лет и просто результативные гонщики выясняли в четырех дисциплинах, кто из них достоин титула "Лучший мотоциклист Великобритании". Почетное звание и гоночный номер "1" получит тот, кто сможет набрать наибольшее количество очков в гонках супермото, кроссе, триале и ШКМГ. В связи с этим нумерация участников была начата с номера "2". В супермото участвовали 450-кубовые мотоциклы, в кроссе - 2-тактные "125-ки" и "250-ки", в триале летали 280-кубовые аппараты, а шоссейные гонки проводились на "шестисотках", предоставленных гоночной школой Рона Хаслама. Звание лучшего мотоциклиста страны получил Дэвид Найт, занявший в прошлом году второе место в чемпионате мира по эндуро. Ему и достался первый приз - 6000 фунтов стерлингов.
В промежутках между гонками "шестисоток" трек оккупировали исторические мотоциклы, которые по скорости отставали от современных спортбайков не так уж и сильно, а по шумности их даже переплевывали. Тут же, внутри "кольца", расположилась арена фристайлеров команды UKFMX. B воздухе выполнялись такие номера, как "поцелуй смерти", полет за мотоциклом, держась руками за седло, раздельный полет, а также групповые трюки. После выступления уставших спортсменов немедленно окружила толпа, и остаток дня прошел в раздаче автографов.
День чемпионата по стант-райдингу, к счастью, выдался не туманным. Традиционно забыв накануне перевести часы на зимнее время, то есть на час назад, я прибыл на трек, соответственно, на час раньше. Пока сонные стант-райдеры бродили между своих фургонов с зубными щетками и полотенцами, мое внимание привлек интересный агрегат. Назовем ЭТО козлотренажером. Honda CBR600 лишили заднего колеса и установили на неподвижное шасси. Вращение задней звездочки передается через дополнительный цепной привод на гидравлическую систему, поднимающую мотоцикл до почти вертикального положения. В конце хода мотоцикла установили выключатель, отключающий зажигание при слишком большом подъеме аппарата. Такой же выключатель находится и в руке оператора. В итоге получился тренажер, позволяющий безопасно (для пилота и техники) отрабатывать "козление". Кстати, владелец тренажера заявил, что его детище - первое в мире.
Наконец, участники и судьи чемпионата проснулись, и главное действо началось. С утра по программе была практика. И надо признаться, зрелище было гораздо более яркое, чем накануне. Спортсмены отрабатывали и повторяли трюки, которые были запрятаны в дальний ящик для финального боя. Выражалось это не в количестве новых и неизвестных номеров, а в том, как пилоты связывали между собой, казалось бы, давно известные фигуры. К "козлению", например, добавляли "восьмерку", танцы на седле стоя и прыжки с одной ноги на другую. Несколько участников продемонстрировали отлично контролируемое "динамическое" "козление": мотоцикл поднимают в "свечу", затем дают переднему колесу опуститься почти до земли, а когда до асфальта остается сантиметров десять, опять поднимают мотоцикл в "свечу". И все это точно под музыку. А один "шаман" заставил байк ездить на заднем колесе по кругу диаметром всего метр-полтора, да с такой скоростью, что мотоцикл крутился, как юла.