На одном колесе, и не только
фото автора и
Никиты СТЕПАНОВА (С.-Петербург)
ЧТО ТАКОЕ СТАНТ-РАЙДИНГКАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ
Первый в России показ возможностей нового спорта, в котором принимали участие мировые "звезды", прошел в С.-Петербурге на Stunt-Riding Day, организованном городской федерацией стант-райдинга.
Чемпион Чехии Петер Козак ездил на старенькой Jawa-50 не только задом наперед, но и задним ходом, заводя мопед с толкача в обратную сторону. Действующий чемпион мира немец Кристиан Пфайфер на триальном Gas-Gas вспрыгнул на 1,5-метровую сцену, перелетел (без какого-либо трамплина) через восьмерых добровольцев, ездил без переднего колеса и вилки. Апофеоз его программы - новое упражнение: "стоппи" с поворотом на 180 градусов, езда назад и разворот на 180 градусов. И все одним махом!
Венгр Мокуш на стареньком мопеде вытворял совершенно немыслимое. Очень забавно смотрелись трюки с допотопной Pannonia - она ездила по площадке сама по себе. Маленький и шустрый венгр и обгонял ее и, как волк в "Ну, погоди", убегал от преследующего мотоцикла. И даже запрыгивал на ходу в седло с едущего рядом скутера.
Самое удивительное, что подобный трюк, но уже с "боевым" спортбайком Honda, он проделал по дороге на стадион. Выглядело это так: на городской площади, где не очень много машин, сел на мотоцикл боком, а затем и вовсе спрыгнул с него. Красный новенький байк на скорости около 15 км/час поехал сам по себе. Все водители остолбенели! Мокуш взмахнул руками, будто спохватился, и, мелко семеня, пустился вдогонку "беглецу". Вначале казалось, не догонит, и мотоцикл врежется в стоявший по курсу автобус. Но расстояние между беглецом и спортсменом стало сокращаться, юркий венгр легко вскочил в седло и в последнюю секунду затормозил. Все облегченно вздохнули…
Однако все это - приятная глазу "работа на публику". А что такое стант-райдинг как спорт?
РЕГЛАМЕНТ
ервый чемпионат Европы прошел в 1997 году, чемпионат мира - годом позже. Согласно правилам чемпионатов, рабочий объем двигателя должен быть более 550 смз. Спортсмены соревнуются главным образом на японских спортбайках, но иногда на Ducati, Triumph, Buell, KTM. Вне конкурса - на более слабых аппаратах с 2-тактными моторами: MZ 250, Jawa 350 и даже "полтинниках" - мопедах и скутерах.
Программа чемпионата включает квалификацию с произвольной 3-минутной программой, демонстрацию базовых упражнений (basic skills). Лучшие "наездники" попадают в финал, где стартуют в порядке, обратном занятым местам. В финале следует 8-минутная произвольная программа, ее оценивают по критериям: специальные навыки вождения, количество выполненных элементов, чистота и скорость их исполнения, зрелищность, новизна элементов.
БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Езда на заднем колесе - "вили" (англ. wheely от wheel - колесо) - основное упражнение. Существует более 20 вариантов, из них основные: езда с удерживанием руля одной рукой и вообще "без рук"; по кругу; сидя на баке; "высокий стул" - когда ноги переброшены поверх руля и свешены перед передним щитком; с ногами, отведенными в стороны; стоя на седле с вытянутой ногой назад. Иные ездят с мешком на голове.
Второе базовое упражнение - "стоппи", езда на переднем колесе (от англ. stop - останавливаться) после резкого торможения. "Стоппи" сложнее "вили": мотоцикл проезжает ограниченное расстояние, теряя скорость, в то время как на заднем колесе опытный стант-райдер способен двигаться столько, сколько захочет. Дальность проезда на переднем колесе сама по себе может стать предметом зачета в Книгу рекордов Гиннесса (сегодня действующее достижение - 162 метра). Усложняющие "стоппи" вариации: "высокий стул"; с ногами, отведенными в стороны; держась за руль одной рукой и "без рук". Одно из самых сложных исполнений "стоппи" - разворот на 180 градусов.
Базовым упражнением считается также "донатс" (от англ. donut - круг) - движение по кругу с буксующим задним колесом. На соревнованиях "чертят круги" не где придется, а вокруг установленного маркера. Чем быстрее продвижение заднего колеса по кругу, тем, считается, выше класс исполнителя.
В произвольной программе при выполнении "донатса" существует множество усложняющих приемов, например, стоя на одной ноге сбоку мотоцикла, освободив руку или ногу. "Отжиг резины" (burnout) повышает зрелищность: все окутано дымом, иногда каскадер умышленно доводит его до апофеоза - взрыва покрышки.
Наиболее разнообразна акробатическая езда, по сути сводящаяся к балансировке во время движения, стоя, сидя или лежа на различных частях мотоцикла. Чем меньше площадь контакта тела с мотоциклом, тем круче. Существует около двух десятков упражнений, их количество продолжает расти. Наиболее известны: "крест" - каскадер стоит двумя ногами на баке или седле с вытянутыми в стороны руками, "элеватор" - запрыгивание на ходу с подножек на бензобак, "прыжок смерти" - перескакивания с задней части мотоцикла на бензобак, "серфинг" - стоя боком на движущемся мотоцикле одной ногой - на баке, другой - на седле. Требует превосходной координации движений езда "задом наперед", а также с перекрещенными руками: левая держит правую рукоятку руля, а правая рука - левую.