Возрождение козырного туза

ВОЗРОЖДЕНИЕ КОЗЫРНОГО ТУЗА

фото

Джона ОУЭНЗА

ACE XP4 1924 года

ИСТОРИЯ С ЕЗДОЙ И В КАРТИНКАХ

Рядная "четверка", скорость - 200 км/ч... Япония, 70-е? Ан нет! Америка 20-х годов!

В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА…

Историю всяк толкует по-своему. Европейцы уверены, что самым быстрым мотоциклистом мира в первой половине 20-х годов был англичанин Клод Темпл - в 1922 году на 2-цилиндровом OEC Temple-Anzani он разогнался до 174,5 км/ч. Да, Темпл рекорд установил, но только для мотоциклов с моторами рабочим объемом до 1000 смз - в ту пору FIM, Международная федерация мотоспорта, большего литража не признавала. В Европе мотоциклы "свыше литра" тогда действительно почти и не делали, и невдомек было зашоренным чиновникам, что в США уже вовсю выпускали байки с двигателями куда большего объема.

А американцы на евро-бюрократические игры плевали с высокого небоскреба - они в ту пору в FIM не входили и гонялись по собственным правилам. Поэтому - и совершенно справедливо - самым быстрым мотоциклистом мира считали Чарльза "Реда" Вулвертона: его 1229-кубовый 4-цилиндровый Асе ХР4 в 1923 году разогнался аж до 208,5 км/ч! Впервые в мире, между прочим, преодолев на двух колесах рубеж "200".

Заварил же кашу с американскими 4-цилиндровиками Уильям Хендерсон. Он еще в 1912 году начал строить такие мотоциклы под своим именем, но в 1917 году уступил под напором веломагната Игнаца Швинна и продал ему марку Henderson. То ли деньги от этой сделки быстро кончились, то ли Уильям по натуре своей был беспредельно неугомонным, но уже через пару лет он вынырнул в Филадельфии производителем очередной "четверки" - на сей раз под маркой Асе ("Туз"). Машинка вышла хороша! На ней в 1922 году легендарный гонщик "Пушечное ядро" Бейкер установил рекорд пересечения Америки от Атлантики до Тихого океана - за семь дней. Увы, в декабре того же года Хендерсон разбился во время испытаний новой модели Ace.

Мало того, что с его смертью в штатном расписании компании образовалась дыра - тут еще и покупатели носами завертели: ну что эта фирмочка стоит без Хендерсона! Члены правления "фирмочки" пригласили Артура Лемона, некогда близкого сотрудника Уильяма - слезно просили сотворить "что-нибудь этакое". Тот не упустил шанса выбить деньгу - да не на зарплату, а на покупку динамометрического стенда, агрегата в ту пору редчайшего и жутко дорогущего.

Заполучив его, Лемон взялся за постройку аппарата под индексом ХР4 - то есть "экспериментальный, 4-цилиндровый". Внешне он походил на серийные машины, но лишь внешне. Например, картер - из магниевого сплава, смазка коренных подшипников - под давлением, а не разбрызгиванием, как на серийном моторе. Шатуны и поршни, изготовленные из специальных сплавов, для снижения веса иссверлены - так же, как и шестерни привода масляного насоса и магнето. И вообще, к снижению массы Лемон относился прямо-таки трепетно. Он заказал в компании Schebler облегченный карбюратор из алюминиевого сплава, а когда получил его, устроил скандал: почто жиклеры бронзовые! Они тяжелые! Сей же час переделать на алюминиевые! Я, понимаешь, делаю из тонкостенных труб, а вы мне!.. В итоге машина суперэконома весила всего 129 кг. А ведь речь идет об аппарате с мотором рабочим объемом 1229 смз!

Один же из узлов Лемон в Америке так и не смог найти - магнето, которое выдерживало бы 6000 об/мин. Пришлось установить швейцарское, Scintilla Vertex. Зато на динамометре двигатель выдал 52 л. с. при 6000 об/мин. Для гонок, по соображениям надежности, его дефорсировали до 45 л. с. при 5400 об/мин, но и эта величина вдвое выше, чем у мотора стандартного дорожного Асе.

Вся работа над "чем-то этаким" заняла три месяца, и в июле 1923 года заводской гонщик Терпенинг "ТНТ" взял первое место в гонке "подъем на холм" в Рочестере (это сейчас этот вид на задворках мотоспорта, а тогда был оченно популярным). Впрочем, свою кличку - "ТНТ" (то есть "тринитротолуол" - взрывчатка такая) - гонщик не оправдал. От страха кусал губы, убегал в рощицы, выл по ночам и зарекся иметь дело с этой бешеной машиной. В последующих гонках на ХР4 с успехом выступал Чарльз "Ред" Вулвертон. В ноябре того же года он на бульваре Рузвельта в Филадельфии (это едва ли не первая в Америке "бетонка") установил рекорд скорости - 208,5 км/ч.

Неслыханные доселе достижения мигом взметнули спрос на мотоциклы Асе. Увы, проворство менеджеров компании не соответствовало профуровню конструкторов и гонщиков. Прошел целый год, прежде чем члены правления с удивлением и ужасом обнаружили, что каждый мотоцикл приносит… убытки. В 1924 году последовало неизбежное банкротство, через год производство мотоциклов попытались возобновить, но уже в Детройте, однако в 1927 году компанию Асе поглотил Indian. Первые Indian Four в точности соответствовали мотоциклам Асе.

Подпишитесь на «За рулем» в