На мотоциклеты, товарищи!
Плакат на фронтоне Центрального музея современной истории России сообщал: «История мотоцикла в России», выставка Андрея Мятиева.
Тот, кто ждал увидеть много мотоциклов «живьем», ошибся – их было мало. Но так и задумано. Потому что у истории и реставрированной старины лишь в идеале много общего. На деле же восстановленные раритеты зачастую не в полной мере передают дух своей эпохи – на них накладывает отпечаток авторское восприятие времени реставраторами. И потом, найти в хорошей сохранности мотоцикл, скажем, довоенных лет удается все реже, а в полусгнивших полусгнил и отзвук прошлогоѕ Зато старые фотографии, документы, предметы не утратили аромат «раньшего времени». Вот из них-то главным образом и состояла экспозиция – из старых фото, иной раз начала века, значков и эмблем мотообществ царской России и мотокоманд СССР, проспектов мотоциклов разных лет, кубков и личных вещей знаменитых гонщиков...
Заслуга организатора экспозиции и владельца значительной части всей этой роскоши Андрея Мятиева, одного из самых толковых и удачливых российских собирателей, не только в том, что он сумел спасти от забвения и гибели уникальные вещи. Он вывел реликвии в современный формат «широкоэкранного» показа. Фотки карманного размера увеличены до размера в полстены – и рядом с тобою, зрителем, стоят в твой рост люди из 1918 года. Вот член Всероссийского общества мотоциклистов держит руль битого-мятого, скорее всего, «американца». Ты можешь лицо в лицо рассмотреть, как он горделив в своей кожанке и фуражке с инженерной кокардой. Рядом во френче с нелепым галстуком (но на мотоцикле!) явно учрежденческий служака. Еще один с усиками и в фуражке «ленинского» покрояѕ На другом фото вдоль обочины трассы мотогонки люди, в буденовке, кепи, шляпе, в гимнастерке, толстовке, сюртуке и белом пиджаке с «бабочкой» во все глаза наблюдают за несущимися в шаге от них мотоциклистами, а ты, зритель, тоже в шаге, по другую сторону этого живого коридораѕ Войдя во вкус «рассматривания под лупой», ты наклоняешься над стендами, читаешь документ с витиеватым названием: «Членский билет Общества содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог в РСФСР, сокращенно «Автодор», вот значок участника пробега Москва–Тифлис–Москва, а вот «Билет Всесоюзной авто-мото-вело-лотереи» (лотерея была одним из источников средств для постройки мотозаводов, в частности, ленинградского «Красного Октября» и Ижевского опытного мотоциклетного в 1928–1934 гг.)... Вы когда-нибудь видели вот так, перед глазами, награды победителей мотогонок 20–30-х годов? А карбюраторы, которым столько же, сколько вашим прадедам, и их разрешается потрогать?.. Здесь мотоистория в «широком формате».
О каждом из предметов своей богатой коллекции Мятиев может рассказывать долго и увлеченно. Их набралось столько, что он просто вынужден был ее систематизировать, обобщить, и в конечном счете на свет появилась книга «История советского мотоцикла. 1924–1945». Ее презентация прошла в рамках выставки. Неоспоримое достоинство издания – масса уникальных фотографий, нигде ранее не публиковавшихся. Собранные за 20 лет, они составляют наиболее полную историю появления, развития и становления советских мотоциклов. Уникальный фолиант выпущен до обидного мизерным тиражом – всего 1000 экземпляров. Много потеряет тот, кто ее не полистает, а уж владельцам книги можно позавидовать... Знаете, не успокаивает даже то, что, как помечено на заглавной странице, это только первая часть. Вторая выйдет тем же тиражом?
Выставка работала всего 11 дней. Обидно и то, что экспозиция временная, постоянного места для нее не предвидится. Нам остается уповать, что устроители предстоящих российских мотосалонов и любого рода мотоэкспозиций (дарю гениальную идею) додумаются приглашать Мятиева с экспонатами его коллекции. Причем за деньги. Не в том смысле, что он должен будет платить, а наоборот – поскольку публика, уверен, станет ломиться на мотовыставки хотя бы для того, чтобы увидеть отечественную мотоциклетную историю вблизи, в деталях, доселе невиданных.