...или закон мертворожденный?
Все верно: в Москве слишком многие скутеристы игнорируют ПДД, пренебрегают шлемами, не включают свет, за руль скутеров садятся подростки лет 12-13, которым трудно сориентироваться в дорожном хаосе… Абсолютно благие мотивы вызвали к жизни постановление № 268-ПП "О порядке допуска к участию в дорожном движении в городе Москве водителей мопедов". Право издавать такого рода документы предоставлено Правилами дорожного движения (пункт 24.1), которые допускают устанавливать "порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств - специального регистрационного знака". Так что инициатива столичных властей юридически чиста. Как проистекает из того же постановления, отныне для управления мопедом в Москве водитель должен быть не моложе 16 лет и иметь при себе документ, подтверждающий знание ПДД и Основных положений по допуску. Кроме того, собственники мопедов обязаны "в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции в течение 5 суток после их приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета или в случае возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных". Порядок выдачи таких документов устанавливает московская ГИБДД. Все требования должны вступить в силу с 1 января 2005 года.
Но это постановление, скорее всего, окажется "мертворожденным" нормативным актом и никогда реально не вступит в силу. Либо вступит, но очень нескоро.
Вот почему.
С документом на право управления все более-менее понятно: порядок получения водительских удостоверений давно установлен, механизм отработан и никаких проблем с этим возникать не должно. Другое дело - с регистрацией мопедов. Не существует нормативного акта, который обязывал бы продавца выдавать на мопеды справки-счета или хотя бы письменные договоры купли-продажи. Инструкцию - пожалуйста, в лучшем случае - кассовый чек.
А если купил скутер с рук? Ведь частный продавец чек выдать не сможет. При обращении же в ГАИ для постановки транспортного средства на учет автоинспекторы потребуют представить документы, подтверждающие твое право собственности на мопед, и паспорт, который выдается предприятием-изготовителем (или таможенными органами при пересечении границы). Чтобы обеспечить владельцев мопедов нужными документами, придется вносить изменения в целый ряд федеральных нормативных актов, в том числе и таможенных. Но мы же знаем, как "оперативно" работает государственная бюрократическая машина.
Следующая проблема: правительство Москвы обязало регистрировать мопеды в подразделениях Госавтоинспекции. Казалось бы, логично - где же еще! Однако надо учесть, что в настоящее время действует (и никто его не отменял) постановление "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", а в нем четкое и однозначное ограничение: ГАИ регистрирует только транспортные средства, конструктивная скорость которых составляет свыше 50 км/ч, объем двигателя - больше 50 смз. Это значит, что при желании и самых благих помыслах московская ГИБДД не вправе принимать никакой нормативный акт, который устанавливал бы порядок регистрации мопедов в городских отделениях ГАИ. В этом случае срабатывает конституционный принцип главенства федеральных законов над местными.
Другое дело, автомототранспортные средства с такими техническими характеристиками могут быть зарегистрированы, но не в ГАИ, а только в Гостехнадзоре. Но об этом в Постановлении московского правительства ни слова.
И последнее. Даже если порядок и введут, действие его будет распространяться только в Москве и только на жителей столицы. И вот что получится: любой скутерист-москвич не из числа законопослушных, проигнорировавший обязанность зарегистрировать скутер, всегда сможет заявить остановившему его автоинспектору, что живет он в Московской области (а это уже другой субъект РФ, и приказы столичных властей здесь не действуют), а потому его мопед и не зарегистрирован. Правда, вранье сработает только в отношении наличия на мопеде регистрационного знака. Требование же о наличии "прав" категории "А" распространяться будет на всех жителей России, которые собираются ездить по Москве на мопеде.