"прикрой, атакую!"

"ПРИКРОЙ, АТАКУЮ!"

фото из

архива редакции

САМЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИЗ БАЙКОВ

Кумиры появились моментально! Фавориты гонок между городами, герои кольцевых трасс и треков оккупировали первые страницы газет, порождая в душах "простых" мотоциклистов (ой, какое неудачное словосочетание! Да разве ж в начале ХХ века мотоциклист мог быть "простым"?) законный вопрос: "А я чем хуже?". Итак, превращение мотообывателя в мотогладиатора упиралось лишь в одну проблему: деньги. Как быть, если ты не родился в семье владельца процветающей велосипедной фабрики, да и в одну из крайне немногочисленных гоночных команд тебя не приглашают? Мало кто мог позволить себе одновременно и практичный мотоцикл для езды на каждый день, и специальный гоночный снаряд. А нельзя ли обе эти ипостаси… объединить в одной машине? Тот, кто додумался до этого, сделал первый шаг к спортбайкам.

Слово произнесено, и это слово - Replica. Такие машины начали строить еще до первой мировой войны. Компания, которой удалось победить в какой-либо престижной гонке, вскоре выбрасывала на рынок копию ("реплику") мотоцикла-победителя, худо-бедно приспособленную для езды по дорогам общего пользования. Сие "приспособление" сводилось главным образом к переделке двигателя (снижение степени сжатия и т.п.) для работы на "товарном" бензине (гоночные моторы тех времен пожирали специальные спиртовые смеси). Гонщики-любители получили в свои руки отличное оружие! Типичная для 20-х или 30-х годов ситуация: приезжает парень из своего Переплюйкина-на-Темзе на гоночный трек Бруклэнз, меняет на том же мотоцикле, на котором приехал, поршень и головку цилиндра, снимает с него фару и крылья и уже ставит пару рекордов или выигрывает любительскую гонку. Затем производит обратную конверсию и едет домой…

Лучше других поднаторели в постройке реплик англичане. Золотыми буквами в историю мотоспорта вписаны знаменитые марки BSA Gold Star, Excelsior Manxman, Norton International и Manx, Rudge Ulster, Sunbeam TT.

Красивую честную игру порушили в 30-х годах… фашисты. Правительства Германии и Италии увидели в мотоспорте средство для пропаганды своих режимов и начали подкармливать компании, строящие гоночные мотоциклы. Вооруженные многоцилиндровыми моторами с компрессорами и жидкостным охлаждением, все эти BMW, DKW, Gilera, Moto Guzzi растоптали британских соперников в прах и не оставили никаких шансов любителям на одноцилиндровых "репликах". После второй мировой войны Международная федерация мотоспорта (FIM) запретила наддув, но было уже поздно! Выпущенного из бутылки джина обратно не запихнешь. Гоночная техника становилась все сложнее и дороже и, казалось, полностью утратила всякое сходство с мотоциклами "для простых смертных".

Впору было кричать "караул". Что оставалось делать тем гонщикам, которым не удалось заключить контракт с заводской "конюшней"? Изображать статистов в десятом ряду? Занятие, конечно, благородное, но… Так параллельно с гонками "Гран-при" возникла целая система так называемых "клубных" гонок, в которых выступали спортсмены на "пришпоренных" версиях стандартных дорожных машин. В ответ компании-производители выбросили на рынок мотоциклы, представляющие собой как бы полуфабрикаты для таких состязаний: с облегченными шасси и форсированными моторами.

Подпишитесь на «За рулем» в