На трассе для элиты
фото
автора
ВПРАВО, ВЛЕВО, ПРЯМО…
Хозяева здесь - гоночная элита автомобильной F1 и MotoGP. На подиум "Сильверстоуна" восходили такие звезды, как Барри Шин, Кевин Шванц, Рон Хаслам, Карл Фогарти, Михаэль Шумахер… Тем он и притягателен для тех, кто в элиту не входит. Что могут показать здесь такие, как я? А ведь возможность потренироваться здесь существует. И я ею воспользовался. "Сильверстоун" - один из крупнейших трековых комплексов мира. Он состоит из четырех треков, три из них связаны друг с другом, что позволяет компоновать три различные трассы для национальных соревнований, международных и Гран-при.
Мне предстояло ездить по "национальному" "кольцу". Эта трасса приблизительно треугольной формы, с двумя длинными прямыми и шестью поворотами. Первый после старт-финишной прямой - закрытый Copse. За ним следует непродолжительный спуск, переходящий в Maggotts, завершающийся быстрым правым поворотом и прямой. После этого следует левый Brooklands, перетекающий в медленный Luffield, с которого можно съехать на пит-лэйн или продолжить путь на финишную прямую.
Я изучил схему трассы, запомнил главные ориентиры, приблизительно наметил основные траектории, возможные точки начала торможения и входа в повороты. На свою Yamaha R1 установил таймер кругов - инструмент, позволяющий объективно оценить, прогрессируешь ли ты на треке.
МЫ ВСЕ ЗДЕСЬ ОДИНАКОВЫ
В 7.00 заветного дня в полном офигении я въехал на этот грандиозный комплекс. В паддоке кроме меня расположились шесть новичков и два гонщика-профессионала. Начинающие были на дорожных Blackbird, Fireblade, Honda VFR800 и двух Yamaha R1 в состоянии легкого тюнинга. В распоряжении профи несколько мотоциклов. Первый, окруженный свитой механиков, с самоуверенной улыбкой рассматривал свои два затюнингованных до спонсорского банкротства "Джиксера" последних моделей: "литр" и "шестисотку". Другой пилот, видимо, не мог похвастаться крутым спонсором, в связи с чем и техника его попроще, но мотоциклов три: GSX-R750-SRAD, R6 и Fireblade. В состоянии некоторого смущения я заговорил с надменным рейсером… и сразу изменил мнение о нем: профи превратился в нормального парня, засыпал меня вопросами, советами и информацией об особенностях трека. Он приехал за тем же, за чем и я, - тренироваться.
ТОГО И ЖДИ ПРОТАРАНЯТ...
В первую сессию я старался запомнить расположение ориентиров (в том числе пятна рассыпанного белого порошка, который применяют для нейтрализации капель масла). Уже вскоре понял, что подвеска моего R1 настроена не оптимально. Заднее колесо при энергичном торможении слишком "охотно" расставалось с асфальтом, отчего переднее начинало неприятно вибрировать. После первого заезда подкорректировал настройки подвески.
Изменение настроек дало результат: второй заезд принес большую уверенность, возросла скорость. То, что запомнил ориентиры, позволило более точно проходить виражи, оптимизировать точки начала торможения и входа в повороты.
В перерыве между заездами наблюдал, как идут дела у пилотов следующей за нами группы. Бросилось в глаза, насколько по-разному они проходят первый после финишной прямой поворот - Copse. Еще в ознакомительном заезде обратил внимание, что этот вираж полностью не просматривается. И еще: на самом деле не столь крут, как может показаться. Думаю, эта кажущаяся сложность и вынуждала большинство пилотов второй группы лихорадочно отщелкивать "вниз" две, а то и три передачи, доводить двигатель до поросячьего визга, а из-под заблокированного заднего колеса вылетало облачко голубого дыма. Вместе с тем, более опытные пилоты ограничивались одним переключением и проходили поворот значительно быстрее.