Держать удар!
Иными агрегатами мотоцикл обзавелся в ходе своего развития. Но передняя вилка - это первородное! Потому что с самого начала было колесо, которое нуждалось в закреплении и поворачивании вправо-влево. Конструкторы не забивали себе голову поисками ответов на вопрос "как": зачем изобретать… велосипед? Ибо ходовую часть они тупо (ну, почти) заимствовали от него, вместе с той жесткой конструкцией, за которой изначально и закрепился термин "вилка".
Заимствовать не зазорно, да вот беда: скорости да и массы мотоциклов уже в начале ХХ века превысили велосипедные. А дороги!.. Кто тут ругает трассы Подмосковья? Вы бы прогулялись из Парижа в Бордо сто лет назад - не то запели бы… И каждая кочка, каждый ухаб со всей силы дубасили по передней вилке, а она бесхитростно передавала мощь ударов на руль, переднее колесо при этом скакало по выбоинам, так и норовя сбиться с пути, то бишь курса истинного. Не езда, а забава мазохиста!
Поэтому системы подрессоривания переднего колеса возникли уже тогда, на заре мотоциклизации населения. Первым плодом этой маленькой технической революции стали рычажные вилки. В самом деле, идея прямо-таки напрашивалась сама собою: на нижних концах обычной вилки велосипедного типа установить маленькие рычаги, соединенные с осью колеса и пружинящими элементами. В самом примитивном варианте эти рычаги были подобны коромыслам, соединенным с осью колеса спереди и работающими на растяжение пружинами - сзади.
Более совершенную версию предложили конструкторы американской компании Indian в 1910 году. Короткие рычаги в вилке тянущего типа (т.е. ось колеса находилась за осью качания рычагов) крепились к вертикальным стойкам, соединенным в верхней части с листовой четвертьэллиптической рессорой. Такие на мотоциклах Indian применялись до 1946 года, копию подобной конструкции мы увидим на мотоциклах BMW 20-х годов или в 30-х годах на нашем ПМЗ-А-750.
Извечный соперник Indian'a, компания Harley-Davidson, применяла с 1906 года на своих мотоциклах другую схему (подсмотренную у европейских конструкторов): короткие рычаги, на сей раз в подвеске толкающего типа (то есть ось колеса перед осью качания рычагов), соединены как бы с еще одной вилкой, в верхней части опирающейся на установленные перед рулевой колонкой пружины сжатия. Решение, простое и эффективное, с восторгом подхватили многие американские мотоциклетные компании (коих в начале века насчитывалось около 300!). Более того, когда Джордж Браф, создатель самого совершенного мотоцикла 20-х годов - Brough Superior - испытывал множество вариантов передней вилки, то остановился именно на этой схеме. И хотя Harley-Davidson в конце 40-х годов перешел на телескопические, в 1988 году "случился рецидив": дебютировало семейство Springer с современным вариантом вилки образца 1906 года!
Как некий технический курьез, отметим популярные в начале ХХ века качающиеся вилки. Мысль ее создателей, надо полагать, выстраиваясь так: ведь препятствия-то - спереди! Значит, надо компенсировать удар, приходящий не снизу, а в "лоб". Так родилась ферма, закрепленная серединой в нижней части рулевой колонки, а вверху соединенная с горизонтальной пружиной. Несмотря на сомнительную работоспособность, схема сохраняла популярность до 20-х годов - до тех пор, когда возросшие скорости показали, что "гуляющее" вперед-назад колесо несовместимо с хорошей управляемостью.