Принцип микеланджело

ПРИНЦИП МИКЕЛАНДЖЕЛО

фото

Melly Technologies SA

Легенда гласит: заслуженный скульптор всех времен и народов Микеланджело Буонарроти на вопрос "Как вы, уважаемый, умудряетесь ваять такую красотищу?" ответил: "Как-как... Да просто беру кусок мрамора и отсекаю к чертовой матери все лишнее!" Где здесь правда, а где вымысел - неведомо. Может, и не так все было вовсе. Может, фаны Микеланджело до того доставали (ломятся и ломятся, понимаешь, в мастерскую, работать не дают, весь подъезд поисписали своими "Миша, ай лав ю!"), что не выдержал творческий человек, сорвался, выскочил разъяренный с кайлом в руках на надоедливых поклонников с жутким рыком "Поотрубаю все лишнее!"

Времена меняются. Оказывается, можно создавать великие, в буквальном смысле этого слова, произведения монументального искусства, не отсекая лишнее, а совсем наоборот - всячески его преумножая и лелея. Москвичи не дадут соврать. Но речь сейчас не об этом...

Не иначе, как следуя заветам великого Микеланджело, замутил свой уникальный проект швейцарский конструктор и гонщик Жерар Мелли. Активно выступавший в кольцевых гонках с 1974 по 1981 год (довольно-таки успешно - в 1977-м он стал чемпионом Швейцарии в классе 750 см3), Мелли не понаслышке знал, что значит для победы легкая и прочная рама. Когда наступила эпоха уже классической теперь диагональной алюминиевой конструкции, Жерар на какое-то время успокоился - вот, казалось бы, рамное совершенство. Но совершенству, как известно, предела нет. Точнее, неугомонные особы вроде Мелли маниакально стремятся предел этот отодвинуть.

Что есть современная "диагональ"? Конструкция, сваренная, склепанная, скрученная, склеенная из деталей, которые в свою очередь отлиты, выкованы, выточены, а то и имеют явно внеземное происхождение. Мелли избрал другой, совершенно радикальный метод. Раму для его революционного мотоцикла решено было "вырубить" из цельного куска алюминия. Вот так вот, по-нашему, с размахом...

В 1999 году под это дело в Сьере, кантон Вале, три партнера - Жерар Мелли, Кристиан Майор и Иван Саламин - основали акционерное общество Melly Technologies. Проект начал приобретать реальные очертания. Расчеты (сопромат, не хухры-мухры!) Мелли заказал специалистам находящегося под боком, в Сьоне, Валейского университета - Haute Ecole Valaisanne (HEVs). Ну, а потом пошло-поехало - системы компьютерного проектирования, CAD-CAM всякий-разный, деревянные модели. В изготовлении рамы, запатентованной под названием Melly Monobloc, были задействованы швейцарское и французское отделения транснационального алюминиевого гигинта Alcan. Непосредственно деталь вырезалась жутко навороченным фрезерным станком на предприятии Alcan под Парижем. О, это действо было достойно Копперфильда! Алюминиевый блок весом 450 кг (обошелся, между прочим, в две с половиной тысячи долларов) подвергался в течение 10 часов замысловатой экзекуции, в результате которой получилась 27-килограммовая загогулина, по сути и являющаяся рамой. Все это снималось на видео. Для потомков. Посмотрел и я. Стружки летят, охлаждающая жидкость кипит - настоящий "индастриэл". "Оскара" не дадут, но вставляет...

Рама Melly Monobloc оказалась немного тяжелее лучших японских аналогов, но вот по прочности состязаться с ней другие конструкции вряд ли способны. Да и общий вес мотоцикла удалось снизить за счет того, что рама попутно выполняет другие функции. Например, высверленное в ней отверстие - ничто иное, как картер коробки передач. В результате байк весит 140 кг, то есть, как тут же заметили журналисты, на 5 кило меньше, чем Honda Валентино Росси.

"Рама - сердце байка", - заявляет спец по металлообработке Иван Саламин. Да поняли мы уже, поняли... Не мотор же в самом деле! Мотор можно хоть от трактора. А хоть от снегохода. Так и поступили. Отбросив иронию, признаем, что 32-килограммовый мотор, взятый от снегохода Polaris, - штука серьезная. Уже в "родной" версии при объеме 700 см3 этот двухцилиндровый рядный двухтактник жидкостного охлаждения выдавал 150 л.с., а после вмешательства швейцарской стороны в его внутренние дела (он же американец!) вообще озверел - 210 "лошадей" при 950 см3.

Мотоцикл, получивший имя Blue Rage ("Голубой гнев"), предъявлен на суд мотообщественности в 2003 году. Достойный аппарат - передняя вилка перевернутого типа, переделанный задний маятник от Ducati 916 на моноамортизаторе Showa, тормоза Brembo плюс два эффектных ствола выпускной системы от Millet Racing. Колеса обуты в гоночную резину Dunlop, ведь Мелли всерьез собирается опробовать Blue Rage в итальянской серии Supertwin.

Автор дизайна углепластикового обтекателя - парижанин Поль-Эрик Марьяваль. Ну что тут скажешь? Поль-Эрик своего добился. Внешность определенно удалась. Не "обмылок", но и остроты в меру. Что и засвидетельствовали авторитеты в этой области. Вечером 25 сентября в Париже Глинн Керр, президент Ассоциации мотоциклетного дизайна (MDA), огласил победителей Motorcycle Design Awards 2003. В категории "Концепт-байк" почетное третье место разделил с Voxan Black Magic именитого Саши Лакича наш сегодняшний герой - Melly Blue Rage. Кстати, первый приз в этой номинации получила Yamaha MT-03, а второй - самодвижущийся (ой ли?) гиперкурьез Dodge Tomahawk. Достойное соседство.

"Отсутствующая как класс" рама Vincent, легендарная "Перина" Norton, гоночные конструкции Seeley и Egli, "диагональ" наконец - Мелли прилюдно снимает шляпу перед ними и недвусмысленно намекает, что и его Monobloc достоин занять место в этом ряду. Куда ж без амбиций по нынешним временам!

Я вот о чем подумал. Хорошо, что Жерар Мелли вздумал таким замысловатым способом изготовить мотоциклетную раму, а не утюг, к примеру. А то читали бы вы об этом в журнале "Утюги". Где-то после отчета о тесте нового "Филипса" и перед очерком об эволюции ветеранов-"паровиков".

Автор выражает благодарность Рите САЛАМИН за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в