С повадками бомбардировщика

С ПОВАДКАМИ БОМБАРДИРОВЩИКА

Увы, до сих пор попытки подобного суммирования приводили лишь к совмещению недостатков обоих. А все почему? В том числе и потому, что гибрид неизбежно становился тяжел, и удержать его в равновесии превращалось в нелегкую задачу. А нельзя ли процесс "удержания" автоматизировать? Вот какая пришла в голову идея... Но вначале пару слов о том, как я до нее дошел.

С раннего детства и до окончания школы я не слезал с велосипеда. Когда вернулся домой молоденьким лейтенантом после окончания военного училища, вместо велика обнаружил в сарае новенький "Ковровец-175" - подарок отца. Потом были автомобили, самолеты... Поскольку моя специальность - инженер-механик по эксплуатации летательных и космических аппаратов, работал на Байконуре, на многих аэродромах. Не понаслышке знаком с бомбардировщиками, оснащенными так называемым "велосипедным" шасси - это когда основные колеса стоят друг за другом.

Давно раздражало такое несоответствие. Автомобили, вершина технической мысли, повороты дороги до сих пор проходят "блинчиком", как самолеты 100-летней давности. А ведь летчики давным-давно освоили прохождение виражей с креном! Вот и возникла идея совершенно оригинального транспортного средства: что-то в нем от автомобиля, что-то от самолета, что-то от мотоцикла, вернее - скутера.

Итак, удобный обтекаемый кузов, защищающий водителя и пассажира от непогоды, снабженный отоплением, вентиляцией и кондиционером. Но стоит он… на двух колесах (еще парочка поднимается и опускается - для старта-остановки и медленного движения). Перед водителем не руль, а ручка управления (или штурвал), как на самолетах. Тянем ее на себя - "прибавляем газ", толкаем от себя - "убираем". Прохождение поворотов - еще более занятное дело. Мотоциклисты изменяют траекторию не столько поворотом переднего колеса, сколько изменением крена машины. Вот и на моем аппарате для поворота переднего колеса служат две педали. Подавая ручку вправо-влево, мы смещаем балансировочный груз, который вызывает крен машины в противоположную сторону (разумеется, кинематика такова, что наклон ручки вправо вызывает и крен вправо, "заправляющий" аппарат в поворот).

Страшно? Непонятно? Только на первый взгляд: летчики всей планеты десятилетиями пользуются подобной системой и очень дивятся, почему она не применяется на наземных машинах.

Кстати, в качестве балансировочного груза можно использовать силовой агрегат: это здорово упростит и облегчит конструкцию.

Шесть лет назад я получил на эту "изобридею" патент РФ №2156203. Дело за малым: кто возьмется опробовать ее "в металле"? Глядишь, и понравится.

Подпишитесь на «За рулем» в