Только в риге!
САМАЯ ПОЛНАЯ СОВЕТСКАЯ МОТОИСТОРИЯ
фото
автора
Что и говорить, не повезло советским мотоциклам с биографией. И происхождение не благородное (можно сказать, "цельнотянутое"), и судьба - нелегкая, трудовая. И смерть - не на миру и не красна… К тому же в России нет сколько-нибудь полного собрания, посвященного советской мотоциклетной истории. Но не стоит отчаиваться: достаточно сесть на поезд Москва-Рига - и через несколько часов вы увидите самую полную в мире коллекцию советских мотоциклов, любовно собранную в рижском Мотор-музее.
"Россия" - один из первых российских мотоциклов. Он изготовлен в Риге, на фабрике Александра Лейтнера. Оснащен 200-кубовым немецким двигателем Fafnir мощностью 1,5 л. с. Машина принадлежит одному из самых серьезных коллекционеров мотоциклов в Латвии Юрису Рамбе. В прошлом году Юрис со своим сыном участвовал на нем в пробеге Лондон-Брайтон. На это состязание допускаются лишь машины начала ХХ века, которые преодолевают трассу своим ходом. "Россия" прошла всю дистанцию без единой поломки.
Второй из старейших мотоциклов - "Дукс" производства московского завода Юрия Меллера. Машина сохранилась очень хорошо, большинство деталей с оригинальным никелевым покрытием. В "Дуксе" использовались узлы английской компании BSA и швейцарской Moto-Reve, поэтому на бензобаке - название последней.
Большая редкость: мотоцикл "Иж" с 4-тактным двигателем. Это "Иж-12" (350 смз, 13,5 л. с.). Небольшую партию таких машин выпустили перед самой Великой Отечественной войной.
С-254 - гоночный мотоцикл, построенный в 1954 году в серпуховском ЦКЭБ
(позднее - ВНИИМотопром). 250-кубовый 2-цилиндровый 4-тактный двигатель, оснащенный двумя верхними распредвалами, развивал мощность 23 л. с.
Экспериментальный НАТИ А-750 - один из нескольких прототипов,
изготовленных в Ижевске в начале 30-х годов.
Еще один взгляд на М-75 - один из первых послевоенных
советских спортивных мотоциклов.