В режиме "постоянно включено"

В РЕЖИМЕ "ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕНО"

фото

Yamaha

ПОСАДКА

Минимум половину времени приходится стоять на подножках. Если делать это неправильно (а именно: ноги согнуты, корпус наклонен вперед, голова откинута назад), усталость не позволит погонять и полчаса. Встаньте, вытянувшись в струну. Такая стойка позволит смотреть вперед, не задирая голову. Спина будет выпрямлена - долго не устанет.

В сидячем положении расположитесь на самой нижней - "проваленной" части сиденья. При остановке сможете достать ногами до земли. Чуть-чуть вытянув руки, слегка откиньтесь назад - это поможет гасить удары от руля. Сохраняя надежную хватку руля, положите по два пальца каждой кисти на рычаги сцепления и тормоза.

ТОРМОЖЕНИЕ

В большинстве мотоциклисты почему-то убеждены, что на бездорожье надо пользоваться только задним тормозом. Неправильно! Распределение нагрузки на передний/задний тормоза на мокрой земле должно быть 80/20%. К тому же на бугристых трассах заднее колесо очень легко заблокировать.

"По-сухому" задний тормоз можно использовать гораздо энергичнее.

При торможении с высокой скорости на "зацепистых" поверхностях смещайтесь назад, одновременно привставая на подножках (оттягивайтесь). Если этого не делать, перераспределение веса в сторону переднего колеса вызовет отрыв заднего от земли со всеми вытекающими безрадостными последствиями.

Освоив технику торможения на прямой, перейдите к следующему упражнению. На входе в поворот распределите усилия на тормозах в соотношении 40/60 % (передний/задний) - и вы почувствуете, как заднее колесо пойдет наружу, помогая войти в вираж. Прием применим прежде всего в быстрых поворотах.

Если скользко, нужно переносить вес вперед, подняв локти вверх и сместившись ближе к баку: на переднее колесо падет большая нагрузка, его сцепление с поверхностью станет лучше, отсюда эффективность торможения передним тормозом возрастет.

ПРОХОЖДЕНИЕ "ПЛОСКИХ" ПОВОРОТОВ

Техника прохождения поворотов "на плоскости" предполагает наклон мотоцикла примерно на угол 45° при вертикальном положении тела.

Сидеть следует на внешнем ребре седла - так тело будет держать вертикаль, если байк наклонен. "Внутренняя" нога должна быть близко к земле, насколько это возможно: в случае, если в снос пойдут оба колеса, можно будет потянуть мотоцикл вверх, опираясь на "внутреннюю" ногу. Если нога стоит на подножке, - "ляжете", без вариантов.

ЕЗДА ПО КОЛЕЯМ

Встаньте на подножки, прижмите ступни к картеру двигателя (чтобы не цеплялись за стенки колеи). Сдвиньте колени назад от бака, так, чтобы ими можно было помогать управлению байком. Если надо подкорректировать направление, смещайтесь в сторону, подтягивая туда же мотоцикл. Управляйте расслабленно, не сжимая руль. И не смотрите на переднее крыло - глядите вперед, "с опережением".

КОЗЛЕНИЕ

Техника подъема переднего колеса применима при преодолении всевозможных препятствий на пути, например, бревен. Держите ногу наготове на рычаге заднего тормоза, а пальцы - на рычаге сцепления. Это поможет избежать переворота на спину. Использование тормоза прекращает козление резко, а сцепления - мягко. Сам процесс козления на внедорожных мотоциклах намного более доступен, чем на аппаратах другого назначения.

ДУМАТЬ!

Думать вообще не вредно, а во время офф-роуда - тем более. Если дорога вся зарегулирована правилами, то на бездорожье почти всегда путь приходится выбирать исключительно самому. Поэтому 30-секундная остановка перед препятствием может сэкономить 15 минут (минимум) тяжелого труда, затраченного на вызволение себя из ловушки. Держите голову в режиме "постоянно включено".

КАК ЭКИПИРОВАТЬСЯ

Излишне объяснять, насколько важно правильно экипироваться - и так понятно, что гонять по оврагам в джинсах, кроссовках и спортивной куртке не стоит. Для начала следует позаботиться о сохранении в целости головы. Шлемы для офф-роуда сильно отличаются от "шоссейных" и уличных, ведь "внедорожные" головные уборы испытывают гораздо большие нагрузки: вам по черепку норовят угодить ветки деревьев, камни, сам проселок, наконец. Плюс "нагружает" режим круглогодичной эксплуатации. Большинство используют шлемы с подбородной дугой - они защищают лучше других. При выборе следует учитывать следующее: покупайте лучший внедорожный шлем, который можете себе позволить по финансовым соображениям; конструкция застежки не должна быть простенькой - она имеет важнейшее значение; не озадачивайтесь раскраской или графикой на шлеме - вся эта красота быстро поцарапается; очень важен вес шлема - после дня езды шея почувствует каждый лишний грамм нагрузки, поэтому покупайте наилегчайший, но комфортабельный (это дорого); у большинства современных внедорожных шлемов внутренности съемные, что очень удобно, потому что после почти каждого напряженного рейда "чулку" понадобится устраивать большую стирку (нахлобучивать грязный шлем на голову не очень приятно и совсем не полезно).

Не менее важная часть экипировки - очки: без них не стоит и выезжать. Никогда! Выбор сейчас огромный - от простейших до сложных, с перемоткой прозрачной пленки или сменными визирами.

Одежду для внедорожной езды можно условно разделить на две группы - эндуровая (защита, как правило, встроена в штаны и куртки) и мотокроссовая - в ней все отдельно. Мотокроссовая защита сродни доспехам хоккеиста (кстати, раньше наши кроссмены использовали именно хоккейную экипировку) и включает в себя налокотники, наколенники, панцирь. Какой вариант использовать - вопрос предпочтений и стиля езды. Чем жестче стиль, - тем "мотокроссовей" должна быть экипировка.

"Правильные" боты по уровню защиты схожи с горнолыжными ботинками. Представьте себе нагрузку на ноги при приземлении после прыжка с трамплина. Выбирайте хорошие, соответственно, дорогие.

Не поверите, но архиважно надеть и "правильные" носки. Если они из Gore-Tex, то способны необычайно облегчить жизнь "гряземесителя" - настолько, что после преодоления брода их не понадобится переодевать: в них будет по-прежнему сухо и комфортно.

Про перчатки достаточно сказать только одно - они обязательны.

Что возить с собой? Если гонять вокруг дачи, то ничего. Если планируете удаляться от цивилизации, то могу посоветовать следующий набор: небольшой комплект инструмента (свечку поменять, цепь подтянуть или сломанные рычаги переставить) и запчастей, камеру для переднего колеса (в крайнем случае, ее можно ненадолго "внедрить" и на заднее), насос или баллончик с газом, монтажные лопатки, сухой паек (никогда не знаешь, что случится), что-нибудь для очистки очков, небольшой запас бензина (с маслом, в случае, если вы на мотоцикле 2Т).

Допускаю, что многие из вас умеют в городе проходить на спортбайке повороты "с коленочкой", некоторые способны и козлить по главному в городе проспекту на пятой передаче. Однако "смена ориентации" может повергнуть все сложившиеся стереотипы.

Подпишитесь на «За рулем» в