Прогулки с автоматом
фото
компаний-производителей
НОВИНКИ СКУТЕРНОГО РЫНКА
"Вновь растаяли помойки - значит, к нам пришла весна…" Мартовские миазмы щекочут ноздри и будоражат душу - а не пора ли сменить сомнительные прелести общественного транспорта на что-то живое и двухколесное? Та половинка, что досталась от романтика, тянет ввысь, к мотоциклам - но все тяжелеющая с годами половинка прагматика склоняет выбор к скутерам. Гулять по городу с "автоматом" (не пугайтесь, бабули, это я о трансмиссии!) сподручнее.
Разумеется, буду долго сравнивать, оценивать, а потом, как всякий русский человек, выберу вдруг и спонтанно, по принципу "куда хромая лошадь левой ногой через правое ухо лягнула"… Чтобы потом таращиться в сумрак гаража, мрачно спрашивая себя: "И как это меня угораздило?"
Но все это будет потом, а сейчас - самая приятная пора выбора: поиск тенденций. Итак, куда идет развитие скутера?
СМЕРТЬ "ПОЛТИНИКА"
Припоминаю виденное на осенних мотосалонах, перебираю пресс-релизы, копаюсь в Интернете… Ба, да в этом году новинок среди скутеров класса 50 см3 - полный голяк! В Европе лишь одна полноценная премьера - Peugeot Ludix. Но и его создатели решили подстраховаться, заявив кроме 50-кубовых вариантов еще и 125-кубовый. "Новинок второй свежести" тоже негусто: Yamaha BW'S с полностью обновленным "обвесом" (тщательно воспроизводящим облик 15-летней давности) и Derbi Atlantis с 4-тактным двигателем Piaggio. Это новинки, а что со "старинками"? Honda практически свернула программу своих европейских "полтинников", у Suzuki осталась в производстве лишь модель Katana, да и Piaggio урезала свой 50-кубовый модельный ряд втрое. М-да… Вот они - последствия "бюрократизации" (т.е. введения "прав", регистрации и т. п.) для "махонького" класса.
То же и в Японии. Тамошний моторынок вообще съеживается, как лужа под лучами тропического солнца. И что в числе 50-кубовых премьер? Еще одна Honda из Китая плюс вариации Yamaha на тему Jog (тоже, кстати, удешевления ради изготовленные не в Японии, а на Тайване). Хотя нельзя обойти вниманием два важных дебюта среди скутерных двигателей: система впрыска топлива для Honda Dio Z4 и 4-тактный 50-кубовый двигатель с 3-клапанной головкой цилиндра для Yamaha Vino.
Но подлинным откровением для японского рынка стал электроскутер Yamaha Passol. Новейшие литий-ионные батареи обеспечивают запас хода 32 км - вполне достаточно для коротких городских поездок. Двухчасовая подзарядка восстанавливает 80% заряда, полная зарядка происходит за 2,5 часа. Мотор-редуктор мощностью 0,58 кВт (0,8 л. с.) встроен в заднее колесо. Рама и маятник задней подвески изготовлены из алюминиевого сплава, и вся машина весит всего 45 кг. Маленький скутер способен разгоняться до "законных" 40 км/ч. Конечно, для настоящего скутериста такой параметр - плевок в душу. "Неужто нас ждет такое? Чур меня!" - катался в истерике мой коллега, узревший парад "электростульев" на Токийском мотор-шоу. Эх, дружище, как говаривала бабка с ружьем из известного анекдота: "А придется!". Рано или поздно (ох, боюсь, что уже рано) экологические требования втопчут наш эгоизм в "настоящую, природную"… грязь.
В утешение можно вспомнить, что "полтинники" поначалу тоже отличались резвостью полудохлой лошадки… И лишь во второй половине 50-х итальянцы да немцы научились их "пришпоривать".
ГВАРДИЯ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"
Оставим же 50-кубовые машины тем, кто жаждет ездить без излишнего общения со Старшим Братом (благо, в нашей стране это пока возможно). Но если в кармане лежат мотоциклетные "права", можно замахнуться и на большее.
"А вон моя лягушонка на своей коробчонке едет!" Это - о 125-кубовых скутерах старого поколения. Ни рожи ни кожи… то бишь ни динамики, ни престижа. Да и звук маломощного 4-тактного двигателя на редкость мерзкий. "Да ты ж забыл о великолепных 2-тактных машинах - таких, как Italjet Dragster и Gilera Runner!" - воскликнет в сердцах знаток. Увы, увы, дружище, можешь отнести веночек на их могилки…
Впрочем, отчаиваться не стоит: новое поколение 4-тактных скутеров способно похоронить образ "лягушонки на коробчонке". Символ этих перемен - новое поколение 125-кубовой Yamaha Cygnus. Мотороллеры этой серии в производстве - с 1984 года, и 20 лет они оставались зримым образом "здорового консерватизма", когда практичность и экономичность торжествуют над стилем и динамикой. Но Cygnus X, представленный в марте 2003 года в Осаке, а осенью - и в Европе (где он фигурирует также под именем MBK Flame X), машина совсем другого сорта. Ее 11-сильный двигатель - с 4-клапанной головкой цилиндра и электрохимическим покрытием зеркала вместо гильзы. Шасси на 12-дюймовых колесах, с передним "телескопом" и задней подвеской на двух амортизаторах, сочетает спортивную жесткость с комфортной настройкой (хода подвесок увеличены на 19%). Бензобак размещен под поликом настила, так что под седлом появилось место для двух шлемов - "интеграла" и открытого.
Европейский ответ - скутеры Vespа Granturismo и Piaggio X8. Не будем подробно останавливаться на первом - о нем мы писали в "Мото" №5-2003. А вот второй, подобно клесту родившийся в разгар зимы, заслуживает близкого знакомства. Пришедший на смену популярному Hexagon, Piaggio X8 компактнее и легче, чем флагманский Х9, хоть и ненамного (база меньше на 10 мм, сухая масса - на 5 кг). Силовые агрегаты - серии Leader, 4-тактные двигатели с 4-клапанными головками цилиндров и жидкостным охлаждением, рабочим объемом 125 и 200 смз. Причем базовая модификация - именно 21-сильная 200-кубовая, а 15-сильная 125-кубовая предназначена только для экспорта в те страны, где законодательство разрешает ездить на "осьмушках" с автомобильными "правами". Но самое интересное в "Икс-8" - это шасси. Рама дуплексного типа изготовлена из стальных труб, которые широко разнесены в задней части - не только для увеличения жесткости, но, главным образом, для того, чтобы разместить под седлом большой багажник: целых 56 л! Туда войдут не только два шлема-интеграла, но и маленькая сумка. Его длина - 80 см, так что в нем уместятся, например, теннисные ракетки. Причем багажник можно открыть, не только подняв седло, но и откинув люк в задней части машины. Понятно, почему в пресс-релизе с описанием Piaggio X8 так часто мелькает слово Sportwagon, то есть автомобиль-универсал спортивного склада. Обладатели Alfa Romeo 156 Sportwagon и BMW Touring, у вас наконец-то появилась возможность сменить четыре колеса на два, не "потеряв лицо"!
Удивительно, что столь емкий багажник мирно уживается с небольшой - 790 мм - высотой седла. Итальянские конструкторы добились этого, использовав разные диаметры колес: 14 дюймов спереди и 12 сзади. Задняя подвеска - на двух амортизационных стойках, с регулировкой предварительного поджатия пружины. Спереди - мощная телескопическая вилка с несущими трубами диаметром 35 мм. Тормоза обоих колес дисковые. Увы, интегральная тормозная система и АБС не предусмотрены (пока?).
АЛЮМИНИЙ НЫНЧЕ В МОДЕ!
Современные макси-скутера резко сменили образ жизни: отринули мягкую мебель и отправились в спортзал! Да-да, на смену поколению "2-колесных диванов" пришли "макси" спортивной формации. Лидер новой волны - безусловно, Gilera Nexus (см. "Мото" №10-2003), веселенькая смесь спортбайка и "туриста". На ту же тему - еще одна итальянская новинка, Malaguti Spidermax GT500. Кстати, обе итальянки оснащены одинаковыми двигателями: 40-сильными Piaggio Master. Любопытно сравнить дебютантов: база Malaguti на целых 25 мм короче, чем у Gilera, но при этом Spidermax на 2 кг тяжелее. Высота его седла меньше на 20 мм - в основном за счет того, что создатели GT500 расположили багажник емкостью 48 л (на два шлема-интеграла) поперек (!) под седлом пассажира. Задняя подвеска Malaguti - на двух амортизационных стойках, безо всякой "прогрессии", в отличие от Gilera, зато передняя вилка Spidermax закреплена по-мотоциклетному, в двух траверсах. Самая же р-революционная особенность нового Malaguti - диагональная рама из алюминиевого сплава.
Алюминий нынче в моде. Вот и долгожданная Yamaha Majesty 400 демонстрирует раму необычайно сложной конструкции, в которой использованы три различных материала! Передняя ее часть - кокильное литье из алюминиевого сплава. Средняя отлита из специального сплава (разработанного, между прочим, для спортбайка YZF-R6) методом вакуумного заполнения формы. Обе части соединены сваркой и соединены со стальным нижним подрамником! Такой "бутерброд" обеспечивает на 54% большую продольную жесткость и на 86% большую жесткость на кручение, чем традиционная конструкция. Да и место для внушительного - 59 л - багажника нашлось.
Вообще новый Majesty, хоть и классически строг снаружи, внутри - разгул технического авангарда. Посмотрите на двигатель: система впрыска топлива с компенсирующим поршнем во впускном тракте (работающим аналогично карбюратору CV-типа), головка цилиндра с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами, кованый поршень, снижающий вибрацию балансирный вал, автоматический декомпрессор для облегчения запуска. В Европе представлен 400-кубовый вариант, двигатель которого развивает 34 л. с. при 7250 об/мин, а в Токио показана 250-кубовая версия (24 л. с. при 7500 об/мин).
"Страсти по алюминию" демонстрирует и "пришелец из будущего" - показанный этой осенью в Милане концепт-скутер Aprilia Leonardo SR. Его выставленная на всеобщее обозрение рама - тоже из алюминиевого сплава. Но как раз у этой-то машины рама - далеко не самое интересное. Изюминка - 500-кубовый 2-тактный двигатель системы Ditech, с впрыском топливо-воздушной смеси. Этот процесс, который инженеры Aprilia уже применяют на серийных 50-кубовых скутерах, обеспечивает экологические и экономические параметры на уровне хороших 4-тактных моторов. Так, двигатель концепта развивает мощность 50 л. с. при 6500 об/мин, разгоняя машину до 170 км/ч, но при этом расходует всего 2,94 л на 100 км при скорости 110 км/ч и 2,63 л на 100 км по циклу ЕСЕ40. Экологические же показатели таковы, что машина вписывается в рамки не только современных требований Евро 2, но и в перспективные Евро 3, которые вступят в действие в 2006 году.
Степень проработки проекта порождает интересные размышления на тему: концепт или все-таки прототип? (Напомним, что первый строится только для показа и "обкатки" необычных конструкторских и дизайнерских решений, второй же - фактически предсерийный образец). По крайней мере, я впервые встретил в пресс-релизе концепта такие строки: "Интегральная тормозная система и АБС устанавливаются по заказу" (это для выпущенного в единственном экземпляре аппарата!). Может быть, действительно стоит подождать годик? 50 л. с. и 175 кг массы - чертовски привлекательно…