О "буранах", газете "Правда" и вредном доценте

О "буранах", газете "Правда" и вредном доценте

ЗАПИСКИ УЧАСТНИКА ПЕРВОГО СНЕГОХОДНОГО ТЕСТ-ДРАЙВА, СОСТОЯВШЕГОСЯ 30 ЛЕТ НАЗАД

В 1973 году на Рыбинском моторостроительном заводе начали выпускать совершенно необычное транспортное средство - лыжно-гусеничный снегоход "Буран". В то время каждое оборонное предприятие в дополнение к основному ассортименту обязали делать товары народного потребления, причем этих ТНП следовало выпускать "рубль на рубль", то есть их стоимость должна быть эквивалентна фонду зарплаты сотрудников предприятия. Дело непростое: на РМЗ тогда трудилось более 40 тысяч человек. Поэтому за первый год сделали всего лишь около тысячи снегоходов. Продажная цена получилась очень высокой - она равнялась половине стоимости автомобиля "Москвич". Жалоб и рекламаций на "Бураны" поступало много. Замминистра авиационной промышленности И. А. Салащенко, ответственный в авиапроме за выпуск ТНП и спорт, дал указание организовать испытательный пробег "по северам", дабы успешными результатами его проведения заглушить голоса жалобщиков.

В Рыбинск направили группу спортсменов - мастеров спорта, членов сборной команды ДСО "Зенит" по зимнему туризму в составе Евгения Прочко, Олега Ильина, Александра Красикова и вашего покорного слуги, имевших опыт проведения сложных зимних походов в ненаселенной местности. К участникам пробега присоединились сотрудник журнала "За рулем" Борис Синельников и внештатный корреспондент "Правды" Валентин Иванов. От завода в команду вошли Герман Дерунов, Олег Бараев, Владимир Шведов и Евгений Сорокин.

Подготовили девять снегоходов "Буран" и саней-прицепов к ним, собрали снаряжение, провиант, запасные части и инструмент.

18 марта 1974 года под звуки духового оркестра и напутственные речи с заводского аэродрома пробег стартовал.

…Снегоход сломался сразу за кустами, окружавшими аэродром… Лучшие комсомольцы, которым доверили работать на сборке в честь XVII съезда ВЛКСМ, видимо, забыли набить смазку в подшипник вариатора. За первой поломкой последовала вторая, затем третья… Начало путешествия было особенно тяжелым: частые поломки техники, притирка участников друг к другу, рваный ритм движения, устойчивая плюсовая температура, при которой перегревались двигатели, а снег попросту растаял.

Маршрут проходил почти прямо на север вдоль тракта Ярославль - Архангельск. Постепенно дневной пробег увеличивался, мелкие неурядицы забывались. Через шесть дней после старта, пройдя 580 км, миновали Вельск и на десятый день достигли слияния рек Пинеги и Северной Двины. Общий километраж составил 1190 км. Далее направление движения резко изменилось - пошли на восток вдоль реки Пинеги.

Путь пролегал через старинные села Архангельской губернии - Кузомень, Пинега, Лешуконское. Здесь впервые встретились огромные дома под единой крышей, идеально приспособленные к суровой северной природе, с расписными диковинными львами и цветными фронтонами под коньками крыш. Между Кузоменем и Пинегой расположен редкой красоты Красногорский монастырь, в котором прожил свои последние годы и похоронен князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи.

Последний населенный пункт на территории Архангельской области - поселок Койнас. Несколько веков здесь проходил Печорский почтовый тракт, действовавший вплоть до Великой Отечественной войны, то есть до середины XX века. По рассказам очевидцев, еще в советское время дорога содержалась в идеальном состоянии, малейшие выбоины и ямки сразу же засыпались песком, так что конные экипажи летом двигались по грунтовой дороге, как по асфальту... К 1974 году полотно дороги заросло молодыми деревцами.

К востоку от Койнаса проходит водораздел бассейнов рек, впадающих в Северную Двину, и Печорский тракт проложен по сильно пересеченной местности. Пожалуй, это самое сложное место для снегоходов. Глубокий, до 1,5 метров, рыхлый снег, в который водители, сходя с "Буранов", проваливались по грудь. Крутые спуски и подъемы приходилось преодолевать, вытягивая технику всем миром на длинных капроновых тросах. Ох, как это не просто - 350 кг "живого" веса снегохода плюс 200 кг саней, нагруженных запчастями и походным скарбом…

Подпишитесь на «За рулем» в