На свалку? в ремонт? или со свалки - в ремонт?
В регионах падает потребительский спрос на предметы не первой необходимости, к ним относятся и мотоциклы. Тому есть причины. Использование для хозяйственных нужд, скажем "Днепра" с коляской, пожирающего до 13 л бензина на 100 км (не говоря уж о масле, текущем ручьями), может быть оправдано разве что при транспортировке наркотиков или оружия (исключение - грузовой "Муравей", но о нем чуть позже). С середины 90-х перестали продаваться новые мотоциклы, позже - секонд-хэнд, теперь очередь дошла и до запчастей к ним.
Курьез, но факт: часть мотоциклов "убили" сами их создатели. Например, "Юпитеры". Пока шатуны моторов крутились на двухрядных подшипниках (пусть и при традиционно низком качестве металла), моторы "пахали" по 10-20 лет без "вскрытия" и при использовании не двухтактных масел (АС8, М8Г, М10Г2и). Но кто-то "уменьшил" подшипнки и, искусственно нарастив ударные нагрузки, снизил надежность коренного соединения. Коленвалы "Юпитеров" начинали греметь через 7-8 тыс. км пробега и рассыпаться. Кто согласится на такую "погремушку" вместо рабочего мотоцикла!? Это и решило участь модели. Сейчас цена исправного "Юпитера" стремительно подбирается к цене цветного металла, входящего в его состав.
В "Планете" первоначальной идее конструкторов (к слову, немецких) повезло - ее не "совершенствовали" и посему не испортили. Можно сказать уверенно: "Планета" будет жить в регионах, в которых у населения водится хоть чуть-чуть денег, есть газоконденсат вместо бензина и нет дорог. Но жить в виде вечного секонд-хэнда. Вот тому подтверждение. В последнее время коммерсанты из Дагестана и Калмыкии скупили, где только смогли, все способные мало-мальски двигаться "Планеты" - в Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской и Волгоградской областях. Слышал, в Сибири подобную операцию провели коммерсанты из Монголии. Зачем скупали? Чтобы перепродать в своих краях: здесь никогда не станут покупать новые, если есть еще "живое" "старье", начиная с "Иж-49". Рынки наводнены поршнями и кольцами 3-го ремонта, что позволяет ставить на ход почти любой цилиндр. Коробка и сцепление на "Планетах" неубиваемые, а кроме того большинство деталей взаимозаменяемы во всех ижевских моделях. А теперь еще и потому, что в продаже замечены китайские шатуны со стальными сепаратороми, ресурс которых в несколько раз выше, чем у "дюральки" российского производства.
"Мински", как ни странно, во множестве колесят и почти не потребляют запчасти. Эти мотоциклы изначально предназначались для пенсионеров, а они технику берегут - знают, что новый мотик им не светит.
"Восходы" совсем исчезли (а вместе с ними и спрос на запчасти), новые же ЗиДы - "Совы" и "Пилоты" так и не успели получить широкого распространения.
Об упорстве владельцев двухскоростных мопедов следует сказать особо. Несмотря ни на что, "Верховины", "Дельты" и "Риги" продолжают работать, зачастую за счет настойчивости молодого поколения, которому ничего не остается, кроме как реанимировать своих "динозавриков". То же могут сказать о "бестселлере" советского рынка - мотовелосипеде с моторчиком "Д" (рекорд производства - около 15 млн. штук - так и остался непревзойденным). Фирменные запчасти к "дэшникам" исправно производит питерский "Красный Октябрь", а к моторам серии "V" - все, кому не лень, в том числе и Ковровский механический завод. "Динозаврики" еще переживут все, что выпускал и выпускает наш мотопром, за исключением разве что "Планет".
В силу высоких потребительских свойств чешские Jawa выпуска до 1992 года остаются в чести. Их высокая ремонтопригодность дает возможность восстанавливать двигатель из совсем непригодного состояния. "Подпитка" рынка недорогими запчастями из Чехии и Польши, а также появление отечественных поршней 5-го и 6-го ремонтов позволяют оживить старую технику, причем надолго. К Jawa продается все, включая "кузовщину", и будет продаваться еще долго, ибо мощна надежность, вложенная чешскими конструкторами в этот мотоцикл. Недостает лишь недорогого электронного зажигания, но этот пробел с успехом ликвидируют самодельщики, использующие автомобильные комплектующие.
Как ни странно, завод, выпускавший самые долговечные и востребованные на селе машины, начал "сушить весла" самым первым - речь идет о Туламашзаводе и его бестселлере грузовичке "Муравей". У его мотора нет недостатков, и потребитель продолжает идти на затраты - лишь бы ездил. До сих пор на ходу "Тулы" с чугунными цилиндрами. Компенсируя практическую непригодность штатных контактов к искрообразованию, многие устанавливают тракторные магнето. Альтернативы "Муравью" пока нет. Запас прочности позволяет монтировать на его базе седельный тягач с полуприцепом метра четыре в длину и грузоподъемностью в тонну. Поэтому расставаться с ним селяне не намерены.
Совсем другая картина с вечной, казалось бы, классикой - оппозитами, еще недавно претендовавшими называться российской "легендой". Продажи запчастей для них сегодня застопорились. Во-первых, прошла первая волна интереса молодежи к "обезлюливанию" и тюнингу отцовских аппаратов. Романтика "большого" 4-тактного мотора померкла, когда под боком стали появляться подержанные "японцы" с моторами больше литра и внушительным "табуном лошадей" в движке. А во-вторых, рынок захлестнул поток деталей вообще без термообработки, сальников из сырой резины и агрегатов, собранных из вторсырья. Да и сами заводчане не особо пекутся о совершенствовании конструкции для увеличения межремонтных пробегов. Так, заднюю втулку распредвала и шестерни ГРМ приходится менять чуть ли не раз в полгода. Торговцы запчастями живут под градом бесчисленных упреков покупателей. Таковы российские "легенды" и реалии.