Ампутировать левую ногу
HONDA DN-01 – МОТОЦИКЛ БЕЗ КП
Гнездо заговора удалось раскрыть. Подтвердилась догадка особо (про)двинутых экстрасенсов: во всем виноваты инопланетяне – одноногие кактусы из звездной системы Айдабаран. Это они, не в силах более выносить зрелища вопиющей многоконечности землян, реализовали тайный план по ее (многоконечности) ликвидации за ненадобностью.
Это с подачи пришельцев распространились автоматические коробки передач на автомобилях, это они – какое коварство! – подкинули идею вариатораѕ А ведь человек автоматизированный превращается в овощ! Неопровержимо доказано, что периодическое шевеление левой ногой стимулирует развитие эпиталамуса (или гиппокринуса? в общем, чего-то в районе то ли мозжечка, то ли копчика). Ну вы знаете, чем грозит атрофия этого важного органаѕ Попробуйте пообщаться со скутеристом – поймете.
Теперь же злобные кактусы покушаются на последнюю надежду человечества – мотоциклистов. Их тоже норовят приучить (приручить?) к автомату. Посмотрите на новейшую Honda DN-01 – разве ж человек такое создаст? Если сами творцы не могут сказать, что же у них получилось: то ли спорт-круизер, то ли турер, то ли просто большой скутер?
Деградация грядет! Оцените, как же наивно зомбированные японские спецы восхваляют мнимые достоинства автоматической трансмиссии. Дескать, забудьте о скрежете шестерен, «недовтыке» передачи, перескоках и утомительной «ловле» нейтрали на перекрестке. Да многие за этот скрежет, может быть, душу отдадут! А что может быть увлекательнее поиска нейтрали? Это ж вставляет покруче, чем «Хитмэн» и прогноз итогов предстоящих президентских выборов, вместе взятых!
Вот посмотришь на «механику» – и душа блаженствует: хоть что-то в этом мотоцикле от Honda сделано по-человечески. Двигатель – V-образная 680-кубовая «двойка» с впрыском топлива и жидкостным охлаждением, уже знакомая нам по моделям Transalp и Deauville. Рама – безо всяких изысков: честный стальной дуплекс. Бесхитростна и передняя телескопическая вилка. Сзади чуть похитрее, но все равно понятно: односторонний маятник (в котором проходит карданный вал привода) с консольным креплением колеса плюс рычажная система Pro-Arm для создания прогрессивной характеристики. Ну, а комбинированной тормозной системой (при нажатии на педаль тормоза срабатывают и средние поршни передних 3-поршневых скоб) с АБС сегодня уже никого не удивишь.
Но вот стиль!.. Стиль сразу выдает руку инопланетянина. Как же не по-нашенски струятся линии облицовки переднего щита, переходящего в бензобак, и охватывающих силовой агрегат панелей. Посмотрите на прищур фары: разве ж земные мотоциклы так смотрят? А приборная панель – ее что, прямо с летающей тарелки сняли?
И ведь с каким дьявольским коварством пришельцы сделали мотоцикл – он тебе и привлекательный, и удобный. Сколь комфортна посадка (высота седла – всего 690 мм) с вынесенными чуть вперед подножками-платформами и большим рулем с оттянутыми назад ручками. Хозяин буквально охвачен заботой. На DN-01 фирменная «хондовская» система HISS с микрочипом в ключе зажигания: пока система его не опознает, мотор не заведется (и «коротить» провода нет никакого смысла). А список заказного оборудования! Тут тебе и спинка для пассажира, и регулируемый обогрев рукояток руля, и навигационная система, и две водозащищенные колонки с усилком, к которому можно подключить МР-3-плеер.
И все равно, самое опасное, тайное оружие инопланетян – автоматическая трансмиссияѕ Мне тут удалось после обильного угощения текилой разговорить одного разумного кактуса.
СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ: HUMAN-FRIENDLY TRANSMISSON
Свою трансмиссию инженеры концерна Honda назвали «human-friendly», то есть «дружелюбно к человеку». Как она работает и в чем ее дружелюбие?
По принципу действия она относится к гидростатическим трансмиссиям*. В них передача момента осуществляется за счет давления жидкости: двигатель начинает работать и приводит в действие насос, а на выходе стоит гидромотор. «Гидростатику» нынче все чаще применяют в тяжелой строительной технике – это потому, что гидромагистрали заменяют тяжелые приводные валы. Но в легкой технике такой проблемы нет, поэтому и насос, и гидромотор объединены в один компактный блок.
В основе трансмиссии Honda HFT применено устройство, запатентованное в 50-х годах итальянским инженером Бадалини. Впервые японский концерн использовал такой тип передачи еще в начале 60-х на скутере Juno. Сейчас японцы устанавливают ее на мотовездеходах. Как она устроена? Насос представляет собой шайбу, воздействующую на поршни, входящие в кольцевой цилиндр. Аналогично устроен и гидромотор. Меняя перекос шайб (в трансмиссии HFT – только моторной), изменяем передаточное отношение трансмиссии. Ее главное достоинство – возможность плавно изменять передаточное отношение в большом диапазоне.
Как удалось мотоциклу привить дружелюбие? Прежде всего, за счет изощренной системы управления. Электронный блок анализирует сведения об оборотах двигателя, скорости вращения «на выходе», положении дроссельных заслонок, режиме управления – и выдает команду на изменение перекоса шайбы мотора, то есть передаточного отношения. Можно задать три режима: стандартный автоматический D-mode, S-mode, в котором ДВС работает на более высоких оборотах, и «ручной» – водитель выставляет регулятор на одно из шести фиксированных передаточных отношений.
Для плавного старта и остановки мотоцикла служит сцепление. При повышении оборотов ДВС оно при помощи центробежного механизма разъединяет камеры высокого и низкого давления, тем самым «запуская» гидравлическую часть трансмиссии. Впрочем, водитель может выключить сцепление и сам – кнопочкой на руле.
Еще один «умный» механизм трансмиссии – ее блокировка. Когда блок управления решит, что наиболее благоприятное передаточное отношение 1:1, он блокирует гидравлику, уменьшая тем самым потери и повышая КПД.