Уложив цилиндры на асфальт

Уложив цилиндры на асфальт
BMW HP2 Sport, спортбайк

Несколько месяцев назад я тестировал «прародителя» и прототип серийного BMW HP2* – настоящий гоночный болид Sportboxer, созданный для гонок Endurance. Теперь передо мной готовый образец серии спортивных мотоциклов BMW. Предстояло его откатать на элитарном треке Ascari Race Resort, что расположен на юге солнечной Испании. Это частная трасса, и появилась она недавно – ее построил голландский миллионер Клаус Зваарт (тот самый, который выпускает 500-сильные суперкары Ascari KZ1): приобрел живописный участок земли и вложил в него почти полмиллиарда евро. Ascari Race Resort – пятикилометровый гоночный трек с самым современным покрытием и инфраструктурой, пригодный даже для проведения соревнований болидов Формулы-1.

Беглого взгляда на перечень технических характеристик HP2 Sport достаточно, чтобы осознать, что этот байк – почти копия гоночного Sportboxer. Тот же высокофорсированный 2-цилиндровый оппозитный двигатель с двойными верхними распредвалами, почти те же 140 л.с. при 8750 об/мин (заявленная мощность HP2 Sport – 133 л.с. при тех же оборотах коленвала: семь «лошадей» отбили от стада нормы Евро-3). Словом, гоночный мотоцикл и его «гражданская» версия почти одинаковы. Заметных отличий два: у HP2 Sport, во-первых, объем бензобака уменьшен до 16 литров и, во-вторых, отсутствует система быстрой смены колес, которая очень выручает механиков спортивной команды во время 17-секундного пит-стопа Sportboxer’а. Что же, сходство мотоциклов – привлекательное достоинство для обычных пользователей: их самооценка растет, когда знают, что ездят на почти настоящем гоночном байке, облагороженном высокими технологиями из мира мотоспорта.

Ощущения от езды на обоих BMW практически идентичны. Нашпигованный карбоновыми деталями, как рождественская утка яблоками, BMW HP2 Sport – истинно гоночный болид, которому наскоро навесили необходимую для езды по обычным дорогам оптику и зеркала.

BMW HP2 Sport, спортбайк

Седло HP2 Sport по спортбайковским меркам удобное и просторное: есть место для маневров – в поисках удобной позы за рулем можно по-всякому елозить, сдвигаться к краям, немного свешиватьсяѕ Посадка, впрочем, специфическая, наверное, это из-за подножек – они расположены чуть ниже, чем на большинстве «литровых» спортбайков. Приспустив опоры под ноги пилота, инженеры BMW постарались минимизировать угрозу коснуться цилиндром асфальта во время наклона мотоцикла – слайдеры на мотоботах водителя начнут стесываться раньше, чем корпус мотора. Обжечься о двигатель или случайно задеть ногами какие-нибудь его системы (коими силовой агрегат HP2 Sport опутан, как подлодка щупальцами гигантского спрута) вы не рискуете, так что не переживайте. Кстати, подножки и клипоны руля регулируемые, поэтому управлять HP2 Sport смогут и Гулливеры, и лилипутыѕ Я быстро «попал» на удобные настройки, связанные с конфигурацией посадки, и даже после многих кругов по треку мышцы предплечий и кисти рук не устали.

Великолепная управляемость HP2 Sport – следствие удачно скомплектованной ходовой части. У мотоцикла полностью регулируемые амортизаторы Ohlins, установленные в фирменные баварские подвески систем Telelever и Paralever.

Именно они влияют на то, что мотоцикл ведет себя немного иначе, нежели другие спортбайки: сказал бы, у HP2 Sport есть индивидуальность и характер, выделяющие его среди во многом похожих друг на друга «джиксеров», «файеров», «ниньдзь» и «эрок». Поначалу кажется, что ты попал на другую планету – настолько необычно поведение HP2 Sport на треке для привыкшего к обычным подвескам. Но так кажется лишь до той поры, пока в мозг не загрузишь «программы Telelever и Paralever». Стоило мне немного «перенастроить» собственный «командный центр», как взаимопонимание между мной и спортбайком BMW чудесным образом устроилось.

BMW HP2 Sport, спортбайк

Мощные передние тормоза Brembo с моноблочными скобами замедляют HP2 Sport поразительно быстро! При экстренном торможении вилка лишь слегка приседает – нет и намека на клевковый эффект. Думаю, это заслуга системы Telelever: ей не свойственен этот порок, присущий всем телескопическим вилкам. Демпфирующие свойства переднего амортизатора Ohlins обеспечивают хорошую обратную связь между пилотом и резиной Metzeler Racetec K3, поэтому даже при позднем жестком торможении и сильном наклоне мотоцикла при входе в крутой поворот гонщик полностью контролирует поведение переднего колеса. С задним тоже все в порядке – его «дисциплинирует» система Paralever и широкая гоночная резина. Кстати, подвески на протестированном мотоцикле настроил бывший гонщик GP Юрген Фаш (Jurgen Fuchs) – этот парень знает, как за 30 секунд так отрегулировать ходовую часть байка, чтобы даже при торможении «в пол» аппарат продолжал уверенно держаться на трассе и сохранять траекторию движения, как шар на бильярдном столе.

BMW HP2 Sport может «козырнуть» не только необычным для спортбайков мотором, но и такой полезной вещью, как спидшифтер. Тем самым концерн BMW поднял планку стандарта и качества комплектации мотоциклов: впервые за всю историю создания двухколесных машин это устройство установили на серийный (а не трековый) байк. Если оснащение конвейерной продукции высокотехнологичными средствами продолжится такими же темпами, скоро все «гражданские» спортбайки уже в стоке будут заряжены самыми современными гаджетами. Вспомните, совсем недавно проскальзывающее сцепление или система даталоджинга были прерогативами только гоночных болидов – теперь же они есть и на серийных мотоциклах.

Узкий куполообразный ветровик HP2 Sport надежно защищает голову пилота от потока набегающего воздуха, но плечи гонщика – не очень. К счастью, просторный кокпит позволяет отодвинуться чуть назад и распластаться на бензобаке – что я и сделал на длинной прямой трека Ascari. Залег – и поймал себя на том, что меня полностью поглотил звук двигателя: так басовито мурлычет низколетящий грузовой вертолет.

О моторе могу сказать еще много и только хорошее, он – самый вкусный «изюм» этого спортбайка. 1170-кубовый двигатель удивительно быстро раскручивает коленвал, а суть его характера – уравновешенность. Все это заслуги системы DOHC, а также балансирных валов, уничтоживших былые адские вибрации, которыми «болели» предыдущие силовые агрегаты BMW с оппозитным расположением цилиндров.

Оцените результаты замеров тяговых характеристик мотора на стенде – они очень неплохи для 2-цилиндрового двигателя. Движок уверенно тянет уже с 2500 вплоть до предельных 9500 об/мин, когда мягко срабатывает ограничитель оборотов и мотор начинает чуть сильнее вибрировать (к слову, мягче, чем на других больших «твинах»).

BMW HP2 Sport, спортбайк

Открываешь чувствительную ручку газа – блок управления Bosch ECU мгновенно раздает команды своим «подопечным» системам, и вот уже однодисковое сухое сцепление через карданный вал передает мощное ускорение на заднее колесо.

Конечно, динамика разгона HP2 Sport не настолько взрывная, как у современных спортбайков с рядными «четверками» или у Ducati 1098. И все равно этот мотор потрясающе быстро набирает обороты с 4000 об/мин до 8000 – я даже подумал, что на мотоцикле алюминиевый маховик сцепления (популярный тюнинг оппозитных моторов для увеличения скорости раскручивания коленвала). Но нет, BMW играет по-честному: глава проекта Франц Беркманн показал мне двигатель HP2 в разрезе – никакого тюнинга! Просто волшебство механики и электроники.

Набор оборотов происходит быстро, и возникает соблазн не спешить перещелкивать передачи, а разгоняться и замедляться на двух-трех, используя динамические свойства двигателя, а дальше похулиганить – превысить ограничение оборотов и так кататься несколько кругов. Если вы сядете за руль этого BMW, постарайтесь справиться с искушением и используйте все передачи четкого механизма КП. Уверяю вас, вскоре время прохождения круга существенно сократится.

Но я должен был попробовать! И вот блинкеры на приборной панели начали поочередно моргать уже на 8200 об/мин, а на 9000 об/мин загорелись все. Спортбайк дал мне понять: нет никакой необходимости раскручивать коленвал до критичных 9500 об/мин (хотя соблазн ой как велик!). Чтобы получить максимум кайфа от езды и наиболее полно реализовать потенциал движка, нужно дрейфовать на волнах крутящего момента – он и есть оружие № 1 в арсенале нового баварца. Включайте повышенную передачу тогда, когда почувствуете, что пора, и не доводите мотор до состояния, когда заморгает сигнальная лампа – это вам не рядная «четверка».

Мотор не только лихо раскручивается – его «мускулатура» развита всесторонне и способна великолепно замедлять байк при закрытии газа. В НР2 Sport следует понять вот что: для жесткого торможения перед входом в поворот не надо быстро отщелкивать сразу несколько передач «вниз», что привычно для пилотов мотоциклов с 4-цилиндровыми двигателями. Сначала замедлите аппарат при помощи радиальных Brembo, а затем, не торопясь, по одной сбрасывайте передачи с шестой до второй. Тогда не пустите «корму» в занос (и не получите заряд сильных вибраций), а плавно и удивительно быстро пройдете длинный поворот.

– Многие из моих друзей, которые ездят на байках с 4-цилиндровыми двигателями, говорят, что во время гонки даже не пытаются обойти BMW HP2 Sport на торможениях, – подтвердил мои наблюдения Стефан Мертенс, французский гонщик, выступающий в соревнованиях Endurance на BMW Sportboxer. – Потому что знают, что не смогут. Им приходится ждать выхода из поворота, и только здесь они обретают преимущество в динамике. Но в самом повороте шансов быть быстрее у них нет.

В поворотах с этим BMW нужно быть поосторожнее – он слишком резво перекладывается из одного наклона в другой. Когда в повороте сбрасываешь газ, чувствуешь, как байк уже «задумывается» над тем, как бы поскорее выровняться до вертикали, хотя ты еще только собираешься дать такую команду. Я попал в такую ситуацию, и это был тот самый случай, когда я почувствовал, что еду на мотоцикле с низким центром тяжести: маневренность машины высочайшая! К тому же у задней подвески Paralever минимизирован эффект скручивания маятника. Еще и поэтому НР2 уверенно «держит» длинные повороты и жесткие торможения, и уже после нескольких кругов по треку я напрочь забыл, что еду на мотоцикле с карданным валом, которому в принципе должна быть свойственна неуступчивость в наклонах.

Новинку баварского концерна смело назову харизматичной. Ее наверняка высоко оценят фанаты высоких технологий и оригинальных решений. Инженеры BMW сумели воплотить в серийной машине те технические достижения из мира мотоспорта, которые только появились в 21 веке или же изобретенные ранее, но преображенные, адаптированные под требования сегодняшнего дня. Взять хотя бы систему DOHC: немцы активно использовали ее на своих гоночных мотоциклах с 30-х по 50-е годы, потом как бы забыли – и вот теперь она создает конструктивные преимущества HP2 Sport.

Не секрет, что компания BMW много лет строила свою сбытовую политику, ориентируясь на зрелого покупателя, создавала достойныеѕ но скучные мотоциклы. Такие, какими все были довольны, но никто не получал от них столько эмоционального удовлетворения, как от японских или американских аппаратов, пусть не столь практичных, но гораздо более интересных. Но вот баварцы начали предлагать совсем другие байки – с яркой индивидуальностью. Семейство мотоциклов HP2 – из них.

Вот что досадно: никто не скажет, сколько компания выпустит мотоциклов серии HP2 Sport – потому что не понятно, кто купит байк и как живо пойдут их продажи. Ориентировочно планируется изготавливать их не более 1000 штук в год. Неуверенность маркетологов BMW понять можно: ценник на новый мотоцикл ого-го какой (точная цена пока не известна, но определенно она будет не ниже 20 000 евро). А тут еще на подходе другой «литровый» спортбайк, но уже с 4-цилиндровым двигателем. Баварцы ставят потенциального покупателя в сложную ситуацию: раскошелиться сейчас или подождать следующую модель, наверняка более современную?.. Фанаты BMW могут угомонить свои терзания разве что тем, что теперь у них хотя бы появляется выбор.

Подпишитесь на «За рулем» в