Пожиратель движимости
В первый в жизни мой заезд меня отправил отец — на «газульке», велосипеде с моторчиком Д5 мощностью в одну лошадиную силу. Было это 35 лет назад. Долго еще катался на нескольких разных мопедах и совкоциклах, а затем перестал, ни на чем не ездил – все время отнимали учеба, занятия спортом, экспедиции и прочие жизненные заботы.
В 99-м как прорвало: на отдыхе в Таиланде взял на прокат спортбайк, «подсел» и до сих пор со «спортов» не слезаю: летом – по Москве на «двух колесах» вместо авто, зимой – на треках в Европе.
Начал с Suzuki GSX-R1100, перепробовал Honda CBR1000 разных модельных годов, Yamaha R1, Kawasaki Ninja ZX9. На треке в Брно у моего Ninja ZX12 «кончился» двигатель, в Москве под днищем «Жигулей» остался Honda Blackbird CBR1100. Наверное, судьба указала, что они – «не мои». Сейчас езжу на Honda CBR600RR и Yamaha R6. Эти полегче, для города приспособлены лучше, а на треках нисколько не уступают «литрам». Конечно, если в поворотах делать все правильно.
Скакал и на кроссачах, ловил от них кайф, пока Доктор, мой врач и товарищ в одном лице, не запретил это удовольствие, когда ему надоело бесконечно вправлять мне позвонки. (Изредка и втихую от него я нарушаю запрет.)
Зимой на байке не поездишь, однако дефицит «двухколесных» ощущений вполне заменяет езда на снегоходах. Поскольку работа напрямую сопряжена с ними, дубасил на машинах различных классов – утилитарных, прогулочных, туристических, от первого снега до последнего. Но наибольший восторг – от Ski Doo MXZ-R800 со 145 л.с. в моторе. Совсем неплох Arctic Cat WT Bearcat Turbo – его турбина добавляет задора мотору. Я видел, как реагируют на эту машину оленеводы Ямала и Большеземельской тундры: она вселяет в их души панический ужасѕ Yamaha с двигателем от R1, если идешь на ней в горах, тяжеловата для прыжков, а в лесу вовсе не пойму, как ею управлять. Не турбированные Arctic Cat всем хороши, но не плавают по рекам – тонут на десятом метре открытой воды. Yamaha VK Professional – мягкий, тяговитый, однако тяжеловат и прожорлив. В одной из экспедиций по Полярному Уралу мы его бросили в 150 километрах от базы – не дотянул: сломался электростартер, а без него не смогли запустить движок... Bombardier Tundra легок и изящен, очень удобен для начинающих, детей, инвалидов и женщин. На таком катается моя жена.
В межсезонье, когда байк уже законсервирован, а на снегоходах механики еще только подтягивают траки, самое время после изматывающего «сухого» сезона на двух колесах домучить себя на четырех в болотах и необъятных грязевых лужах. Большую часть друзей и знакомых я уже «пересадил» с Yamaha Grizzly на BRP Outlander XT Max: он двухместный (с попутчиком кататься веселее), а кроме того, устойчивый на приличных скоростях да и вообще. Во время экспедиции прошлой осенью на крутейших скальных спусках-подъемах Алтайского хребта Сайлюген именно устойчивость этих ATV спасла нас от фиаско. Несмотря на необъяснимую по отношению к квадрикам деструктивную интенцию, через 900 км сложнейших дорог все Outlander добрались до финиша целехонькими. И нас привезли невредимыми... Двухместный Arctic Cat тоже неплох, но он чуть шире, чуть медленнее. В нем инжектор, а запускается, словно движок карбюраторный.
Изредка в руки попадают легкие самолеты, вертолеты, катера и гидроциклы. Однако они не укладываются в мою систему «пожирания» мототехники. Так и живем – постоянно меняем боты на бахилы, «интеграл» на мотоочки, гидрокостюм на «черепашку»...