Гармонический строй

ГАРМОНИЧЕСКИЙ СТРОЙ

фото

Yamaha

YAMAHA XT660R: ТРИ ЕВРОБАЙКА С ЯПОНСКИМ ИМЕНЕМ

Жертвой "зеленой одури" стал и такой эпохальный мотоцикл, как Yamaha XT600E. Что скрывать: во многом его ценили за простоту устройства и проистекающую отсюда "неубиваемость". Как-то поведет себя "в грязи" его преемник?

Создатели нового поколения ХТ меньше всего думали о хлябях нашей отчизны. О Западной Европе - да, думали. Почему? Да потому, что Старый континент - основной потребитель 600-кубовых мотоциклов всех мастей. А в странах Средиземноморья пылко любят именно мотоциклы двойного назначения. Согласно маркетинговым данным, 70% эндуристых "шестисоток" используются только для городской езды, удел остальных 30% - путешествия, опять-таки преимущественно по приличным дорогам. Вот отчего новый XT660R спроектирован для европейцев, фактически европейцами же, да и производством его займется итальянский филиал.

Два главных требования к новой "эндурке" сформулированы: экологическая чистота и прилежное поведение на асфальте. А как же насчет "грязь помесить"?.. Ах, отстаньте: вон для вас всяческие ТТ, WR, YZ… В итоге новый XT660R оказался не только более "асфальтовым", чем его предок, но он еще и обзавелся чисто городским собратом - вариантом XT660X в исполнении "супермотард": с 17-дюймовыми колесами, "обутыми" в шоссейные шины, мощными тормозами и жесткими подвесками.

Читаешь техническую характеристику новинки - возникает ощущение "дежа вю": размерность и рабочий объем двигателя в точности совпадают с параметрами снятой с производства несколько лет назад Yamaha XTZ660. Тот мотоцикл, с мотором жидкостного охлаждения и 5-клапанной головкой цилиндра, оказался слишком сложным и тяжелым для своего "двойного назначения". Теперь же - без "сложностей" не пролезешь в игольное ушко экологических требований. А за снижение веса конструкторы боролись прямо-таки героически: XT660R весит 165 кг - всего на 5 кг тяжелее, чем ХТ600Е, и на 4 кг легче XTZ660.

Но обо всем по порядку. Итак, цилиндр (с керамическим покрытием зеркала вместо чугунной гильзы) и часть картера напрямую - от мотора XTZ660. Головка цилиндра спроектирована "с нуля": она не 5-клапанная, а классическая 4-клапанная, с одним верхним распредвалом и коромыслами, а те ради снижения трения установлены на роликоподшипниках. Еще более похвальное нововведение - впрыск топлива. Вместе с ним за экологию "борются" сотовые каталитические нейтрализаторы в глушителях и система подачи свежего воздуха (для дожига смеси) в выпускном тракте. Хотя валы двигателя и коробки передач массивнее, чем в силовом агрегате ХТ600, картер получился на 30 мм короче. За это пришлось заплатить… отказом от кикстартера: в новом двигателе запуск - только электрическим. Не сомневаюсь, такое новшество не вызовет восторга у любителей забраться подальше от цивилизации. Но и не для них машина создана (см. выше).

Чтобы оценить величие сделанного в борьбе за улучшение ходовых качеств на асфальте, взгляните на новую раму. Верхняя ее часть дуплексная, изгибами труб напоминает старый Fazer, в силовую схему встроен двигатель, воспринимающий часть нагрузок. Чтобы что? Жесткость шасси возросла на 60% даже по сравнению с XTZ660. С "хлипким" ХТ600 я уж и не сравниваю.

"Итальянская прописка" продиктовала выбор комплектующих. Передняя вилка - Paioli, с несущими трубами диаметром 43 мм (у ХТ600Е - 41 мм). Хода подвесок такие же, как и на старой модели (225 мм - спереди и 200 мм - сзади). Регулировок - "кот наплакал": лишь поджатие пружины заднего амортизатора (правда, теперь на 5 "кликов" - раньше было всего 3). Тормоза - Brembo. Конструкция колесных ступиц такова, что спицы прямые, без изгибов в месте заделки. В какой мере такое решение повышает их прочность? В громадной.

На панели приборов ни одной стрелки! Жидкокристаллический дисплей сообщает пилоту данные о скорости, времени, пробеге, запасе топлива. Тахометра нет! Дескать, с умными "мозгами" мотор все равно не перекрутишь, а спортивные амбиции можете повесить на веревочку! Зато в комплектацию мотоцикла входит "противоугонка" с иммобилайзером, а под запираемым седлом - место для замка с U-скобой.

Наверное, даже считающие каждую иену боссы концерна поняли, что новинка вышла слишком уж по-бюргерски правильной. И дали "оторваться" дизайнерам-эргономикам. В показанном одновременно с Yamaha XT660R/X концепте МТ-03 тот же 660-кубовый двигатель… Но на этом сходство и кончается. Руководитель проекта Оливер Грилл сказал так: "Ключевая фраза - родстер-мотард! Родстер - потому что он сексуален, агрессивен и изыскан в техническом отношении. Мотард - от "супермотард": машина для наслаждения, живая и послушная. Эта бестия ни в коей мере не для путешествий! У молодежи для этого нет времени. Вывел тачку из гаража - и отвел душу. Вот ее назначение!"

Да, МТ-03 - это нечто! Глядя на аппарат, вспоминаешь: 33 буквы алфавита даны нам для написания не только строевых уставов, но и для любовных поэм. Ох, эти тормозные диски с фестончиками! А как вам амортизатор задней подвески сбоку от двигателя?.. Пусть технарь-зануда доказывает, что это - во имя централизации масс, но мы-то понимаем, что конструкторы просто похулиганили. Жаль, если столь яркая машина так и останется прототипом. Но, кстати, в 90-х Yamaha выпускала нечто вроде спортбайка с двигателем XTZ660 - и как раз на своем итальянском филиале. Такая была мода… Нынче же мода на мотарды да родстеры. Может, сработает? Тогда гамма 660-кубовых Yamaha обретет гармоническую законченность всех "трех аккордов".

Подпишитесь на «За рулем» в