И неважно, кто отцы

И НЕВАЖНО, КТО ОТЦЫ

ГЕНЕЗИС СКУТЕРА: ЭПИЗОД ТРЕТИЙ

И все равно наследственность проявляется. Ищи, кто схож с детенышем - тот и родитель. Им в первом эпизоде нашей истории о скутере ("Мото", № 9) назван американский Salsbury, во втором ("Мото", № 11) - итальянский концерн Piaggio. В третьем же, охватывающем последнюю "четвертинку" ХХ века, роль папаши отведем японской Yamaha. Хотя с оговорками: установление отцовства - вещь деликатная.

В любой публикации об истории Yamaha мы прочитаем, что, начиная с дебюта ее модели Passol в 1977 году, поднялась современная волна повального увлечения скутерами. При этом создается впечатление, что вот, мол, появились японцы в бесплодной пустыне - и она расцвела… На самом же деле развесистое древо мотороллерной семьи, хоть и утратило к той поре немало цветущих ветвей, засыхать не собиралось.

Итальянский Piaggio продолжал огромными тиражами штамповать и разбрасывать по всему миру Vespa в классах от 50 до 200 смз. В Испании и Индии выпускали свою продукцию наследники Lambretta. В СССР похоронили "Вятку", но в Туле на смену "Туристу" пришла "Тулица". В Западной Европе выжило несколько "динозавров" эпохи 60-х годов: австрийский KTM Ponny, немецкий Zundapp R50 и его португальская копия Casal Carina… Как видим, "ландшафт" совсем не походил на выжженную пустыню.

Так в чем же заслуга специалистов Yamaha? Они на давно известную машину взглянули по-новому. Сами они скромно заверяют, что вовсе и не помышляли проектировать неоскутер, просто маркетологи спохватились: осталась неохваченной обширная категория покупателей - домохозяйки (в Японии до недавнего времени замужние женщины не работали). Что им нужно из специфического? Записываем: машина должна быть легкой, недорогой, изящной, с защитой от пыли и местом для поклажи. И, наконец, самое главное: максимально простой в обращении. И в который уж раз оказалось, что этим требованиям лучше всего отвечает скутер. Число органов управления свели к минимуму: руль, на нем два тормозных рычага и ручка газа, да внизу - кик-стартер. Все! Машинка обходилась односкоростной трансмиссией с автоматическим сцеплением; ее кожух служил и рычагом задней подвески. В стремлении максимально облегчить и упростить аппарат инженеры взяли за основу шасси раму из изогнутой (буквой "U") трубы, навесив на нее облицовку из ярко окрашенного пластика. Вот так и родилась формула современного скутера.

Целых два года соперники грызли локти, наблюдая за феноменальным успехом Yamaha Passol на японском рынке. Лишь в конце 1979 года свой ответ представила Honda. Правда, внешне ее модель Caren выглядела… недоскутером: без полика под ногами, лишь куценький передний щит. Зато машина получила очень важный перевес над односкоростной Yamaha: клиноременный вариатор. А годом позже сердца покупателей отправилась завоевывать Honda Tact - уже 100-процентный скутер.

Еще через год встрепенулись в Suzuki: в 1981 году вывели на рынок свой вариант - Gemma. Внешне новинка очень походила на итальянские мотороллеры 60-х годов. Но трансмиссия вновь с "изюминкой": 3-ступенчатая автоматическая коробка передач с переключением при помощи центробежных сцеплений. Впрочем, Suzuki в битве трех гигантов покорно следовала в фарватере конкуренции (Kawasaki, для которой важнейшим рынком всегда был американский, и вовсе не вступила в борьбу). Главная же схватка за техническое первенство и кошельки покупателей развернулась между Honda и Yamaha.

Сводки с "поля боя" наполнялись драматизмом. В 1981 году Yamaha завыла белугой… простите, представила модель Beluga: основательный скутер с развитой облицовкой, вариатором и двумя вариантами силовых агрегатов - 50- и 80-кубовым (доселе все японоскутера были 50-кубовыми). В ответ Honda выкатила авангардный Stream с оригинальной 3-колесной схемой (с двумя колесами сзади, заключенными в общий кожух с силовым агрегатом; сам же скутер, соединенный с этой "тележкой" шарнирно, мог крениться на поворотах) и таким футуристическим дизайном, что один журналист в изумлении написал: "На таких машинах могли бы ездить на работу операторы марсианских заводов". В следующем году Yamaha ударила "тяжелой артиллерией": скутером Cygnus со 180-кубовым мотором мощностью 15 л. с., на ту пору самым мощным в мире мотороллером. Honda ответила достойно - представила семейство Spacy: футуристический дизайн с выдвигающейся фарой, 4-тактные моторы (впервые на скутерах - с жидкостным охлаждением) рабочим объемом от 50 до 125 смз. 1983 год обе компании решили отметить "спортивными достижениями": бегуном-спринтером обернулась 50-кубовая Honda Beat с форсированной аж до 7,2 л. с. (при обычной для той поры мощности в 3 л. с.) 2-тактной "водянкой", а Yamaha запустила 125-кубового стайера Tracy, его 16-сильный мотор сообщал машине скорость 110 км/ч.

На этом запал у Yamaha вроде бы иссяк. А Honda, наслаждаясь победой, "забила" два "гвоздя": 250-кубовый скутер Freeway, чуть позже невообразимый Fusion - фантастическую смесь из скутера, чоппера и туристского мотоцикла неслыханных для этого класса габаритов: длина - 2265 мм, база - 1625 мм. Впрочем, поверженная (морально) Yamaha в лучших самурайских традициях все же извернулась и нанесла потрясающей силы удар: первый в мире внедорожный скутер BW'S (от Big Wheels - "большие колеса), моментально завоевавший неслыханную популярность.

Победное шествие скутеров в Японии едва не оборвали… местные чиновники: в середине 80-х они ввели обязательное ношение шлемов и для водителей "полтинников". Продажи сразу же упали в три раза! Как оказалось, дело было совсем не в том, что японцы так наплевательски относились к своей голове. Разгадка проста: ну неохота, приехав на скутере в магазин или университет, потом носиться со шлемом в руках как дурак с писаной торбой. Промышленники чутко отнеслись к нуждам потребителей, и вскоре запустили в производство скутеры со специальной емкостью для шлема под сиденьем, тут же (обидно - для них же старались!) прозванной "унитазом". И продажи вновь устремились вверх.

А что же Европа? Не подумайте, что здесь равнодушно взирали на то, как ушлые японцы делят возникший буквально в одночасье громадный покупательский рынок - европейцы, соскучившись по мотороллерам, принялись расхватывать японоскутеры как горячие пирожки, возник даже термин - "роллеренессанс". Наиболее прозорливые из магнатов кинулись покупать восточные технологии: французский Peugeot приобрел лицензию у Honda, австрийский Puch - у Suzuki, немецкий Hercules и французский МВК - у Yamaha (последний вообще вскорости стал филиалом японского концерна). Гордые попробовали создать нечто своеобразное. Так, у итальянской Gilera 50GSA подсмотренный у "самураев" блок "мотор - вариатор - маятник" уживался с несущей штампованной стальной облицовкой по образцу Vespa. Итальянский же Benelli S125 удивил сочетанием 4-ступенчатой коробки передач и… двух сцеплений: обычного, с ручным выключением, для "спортивности" и автоматического центробежного - для комфорта. Элегантно и незатратно поступили испанцы из Derbi: они взяли свой мопед Variant, у которого соединенный с вариатором мотор располагался почти горизонтально, установили его на 10-дюймовые колеса и укрыли облицовкой. Получился скутер!

Но это еще цветочки. Расцвет европейского скутера начался тогда, когда итальянцы взялись за дело всерьез - вот уж кто заслужил право называться европейским крестным отцом скутерренессанса. Можно даже точно датировать "год великого перелома" - 1990-й. Тогда произошло сразу несколько замечательных событий. Piaggio развернул производство скутеров современного типа - с вариатором и пластиковой облицовкой. Взялась за их изготовление и Aprilia, а Minarelli и Franco Morini принялись выпускать скутерные силовые агрегаты и продавать их десяткам небольших предприятий. Надо ли говорить, что этот всплеск основывался на японских лицензиях?

Последователи быстро превзошли предшественников: европейцы оказались смелее и в применении технических новшеств: раньше японцев внедрили в широкую практику на 50-кубовых машинах дисковые тормоза, подвески с гидроамортизацией и моторы жидкостного охлаждения. Преуспели и в дизайнерских изысканиях. Владелец Italjet, неугомонный выдумщик Леопольдо Тартарини, еще в конце 80-х уловил, откуда ветер дует, и начал под своей маркой продавать скутеры дальневосточного производства. Когда же дал на рынок собственные конструкции, все ахнули. Необычные системы подвесок и рам, разработанный по его инициативе первый за много лет скутерный 2-цилиндровый мотор! А уж дизайн… Его Italjet Formula включен в постоянную экспозицию нью-йоркского Музея современного искусства - а это, считайте, памятник при жизни.

Жизнь скутера, как любого творения рук человеческих, подвержена взлетам и падениям. Сейчас - как раз некий упадок. А все почему? На "полтинники" (и их владельцев) надевают намордники: регистрация, экзамены, постоянно ужесточающиеся экологические требования… В общем, "стоять, улыбаться, ноги на ширину плеч!". А ведь техника становится все дороже, потому что - сложнее. Все это повлекло предсказуемый результат: молодежь уже не хочет скутер.

Печальная ситуация привела к двум тенденциям. Одна прогнозируемая: в стремлении сделать "полтинники" привлекательнее за счет удешевления концерны переносят производство в Индию и Китай, заповедники дешевой рабочей силы. Дело доходит до крайностей: появляются и такие "малобюджетные твари", как Suzuki Choi Nori - скутер, упрощенный до состояния табуретки!

Вторая же - неожиданная. Вытесняемый из "полтинников" скутер полез в "высшее общество"! Буквально сию секунду рождается поколение с приставкой "гипер" (во дают отцы!), с мощными 2-цилиндровыми моторами, жестко закрепленными на раме. Они уже вполне универсальны, не боятся ни городских трасс, ни скоростных автострад…

Вот только скутеры ли это? Или пора изобретать новый термин?

Подпишитесь на «За рулем» в