С заботой о слаборазвитых
"МИНСК" ММВЗ-3.114
, дорожный
Год выпуска
2003
| Двигатель
4Т 124 смз
| Мощность
10,9 л. с.
| Масса
123 кг
| Максимальная скорость
85 км/ч
| Ориентировочная цена
24 000 руб.
Сенсацией конца сезона 2003, несомненно, стал ММВЗ-3.114 минского ОАО "Мотовело": в ходовую часть традиционного ММВЗ-3.113 "вписали" 4-тактный китайский двигатель Zongshen. Следует заметить, что прототипом для "китайца" стала необычайно удачная, но лет 15 назад, модель Honda CB125, которую в КНР изготавливают по лицензии. Обновленный минский мотоцикл прошел сертификацию для России и уже появился в столичных мотосалонах.
Для сравнения со "114-й" моделью был взят серийный 2-тактник ММВЗ-3.113. Тест происходил на окраине города, сначала на асфальтовой площадке, в городском квартале на длинных прямых улицах, а затем на легком бездорожье. К началу теста 2-тактник пробежал несколько тысяч километров, "китаец" - чуть больше 500.
Пользователь российской техники, привыкший заводить мотор дрыганием ногой, будет приятно удивлен наличием электрозапуска. Стартер с хромированным корпусом не заметить на картере невозможно. Для тех, кто усомнится, на его крышке крупно выбито: Electric Starter.
А вот найти заветную кнопку непросто: ее расположили на правой рукоятке... спереди. Добираться до нее приходится на ощупь, причем удобнее это делать... левой рукой. Мотоцикл оснащен блокировкой стартера: при включенной передаче мотор не заведешь. Запустив двигатель, вы поразитесь, как тихо он работает, особенно если рядом тарахтит (и дымит!) 2-тактник ММВЗ-3.113. Конструкцию глушителя доводили минчане. Довели: им даже удалось повысить мощность на 1 л. с.
Холостые обороты достаточно низкие (какие - не узнаешь, тахометра нет), и, если резко открутить ручку газа, в работе мотора появляется провал - на то же сетовали первые владельцы 4-тактных "Минсков" (это мы узнали через Интернет). На ходу же резкое открытие газа вызывало среднединамичный разгон (насколько вообще можно говорить о динамике дорожных 125-кубовых мотоциклов).
Другой признак (после электростартера), который роднит аппарат с импортными машинами, - четко работает 5-ступенчатая коробка передач. Она с малым ходом рычага. Пустяк, но приятный.
Кстати, 5-я передача весьма вялая, видимо, предназначена она для неспешной езды с постоянной скоростью, что дает возможность экономить горючее. Расход, со слов заводских испытателей, - около 3 л на 100 км. За это приходится расплачиваться динамикой разгона. Так что если надумал разогнаться, лучше пользоваться 4-й.
Система зажигания - электронная бесконтактная (CDI), по типу "восходовской" или "минской" - как угодно, с тем лишь отличием, что коммутатор и регулятор напряжения сети освещения помещены в отдельные миниатюрные корпуса. Система освещения - на постоянном токе напряжением 12 В - заслуживает только похвал: если одновременно включить все - дальний свет, "мигалки", лампу стоп-сигнала и при этом нажать на сигнал, то бортовой энергии хватит, чтобы раздался громкий звук, а лампы даже не мигнут - мощности генератора (130 Вт) достаточно. Так что владельцам не придется пенять на положение Правил дорожного движения, требующих, чтобы все время при езде горел свет фары.
Оценивая на площадке маневренность мотоциклов, невольно вспомнил далекое прошлое, когда готовился к сдаче экзамена по вождению. С тех пор ездить на таких легких и юрких машинах не приходилось. Обе модели "Минска" в этом отношении великолепны: удобная посадка, малый вес, идеальные развесовка и геометрия рамы - все это позволяет "крутить фигуры" как хочешь.
После первых прохватов по прямой показалось, что 2-тактник раскручивается веселее своего 4-тактного собрата. Специальных приборов для оценки ускорения нет - проверить догадку помог спутниковый навигатор. На прямой улице длиной 800 метров разгонялся с наибольшей интенсивностью, фиксируя при этом с помощью GPS максимально достигнутую скорость. Затем повторял разгон в обратную сторону на ту же длину. По результатам нескольких заездов получилось, что "113-й" удавалось разогнать до 83 км/ч, а "114-й" до 76 км/ч. Максимальная скорость на шоссе обоих аппаратов практически одинакова и составила 95 км/ч.
Тем, что 4-тактный двигатель хорошо тянет на средних оборотах, никого не удивишь. К сожалению, на малой скорости при езде приходится три нерабочих: двигатель так и норовит дернуться и заглохнуть. Возможно, в расчете на разбитый проселок или тропу, следует увеличить передаточное отношение (где же еще ездить таким мотоциклам!). Обычный 2-тактник в тех же условиях работает значительно ровнее, и становится "понятно", почему его так любят в сельской местности.
Ходовая часть обеих моделей - классика с двумя амортизаторами. Прогресс коснулся лишь "начинки" амортеров - они газонаполненные и однотрубные. Подвески на обоих мотоциклах работали сносно, без ударов и "отстрелов", даже во время короткого драйва по кочкодрому. А вот тормоза, даже для такой легкой машины, явно слабоваты: задним еще удавалось пустить колесо на юз, а передний схватывал словно нехотя.
Пара слов о внешнем виде. Жаль, что панель приборов осталась прежней, деликатно выражаясь, спартанской. На ней лишь лампочки-индикаторы "мигалок", включения дальнего света и "нейтрали". И все это в крайне убогом корпусе. У одометра нет второй шкалы с обнуляемыми показаниями пробега. Ставшие уже классикой тот и другой "Минск" обликом представляют "неувядаемую классику", милую сердцу консерваторам-азиатам. Почему вспомнили о них? Да потому, что большая часть продукции "Мотовело" предназначена для экспорта в основном в Афганистан. Афганцы (а в недалеком прошлом и вьетнамцы) заскорузло консервативны в оценках дизайна: для них даже ММВЗ-3.113 слишком авангарден, они считают "настоящим "Минском" 112-ю модель - с одинарной рамой, боковым выпускным патрубком на цилиндре, архаичными бензобаком и седлом. Часть "114-х" "Минсков" комплектуется иранскими полуобтекателями и прямоугольными фарами. Но не советуем российским покупателям, если кто вздумает обзавестись белорусской машинкой, гнаться за мото с таким экстерьером - лампочек в фару к ним не найдешь.
Езда на "114-м" "Минске" не привнесла никаких особенных ощущений, тем более задора. Впрочем, чего больше ждать от мотоцикла, воплощающего в себе понятие "рабочая лошадка"! Можно уверенно говорить, что в слаборазвитых регионах России (а их, увы, еще много) такие машины, несомненно, будут востребованы, когда у минских производителей дойдет черед до России. А черед дойдет. Азиатский рынок коварен (о чем красноречиво свидетельствует практика самих минчан): не уверен, что завтра будет так же, как и вчера. Белорусы еще стучаться будут.
Благодарим ОАО "Мотовело" за помощь в подготовке материала.