Ходить потом. сначала ездить!

ХОДИТЬ ПОТОМ. СНАЧАЛА ЕЗДИТЬ!

Одолела меня мечта сделать своего ребенка настоящим байкером. Он еще не родился, а я уже видел, как он нетвердо ковыляет на своих ножках к мотоциклу, забирается на него и, дав газу, уносится с глаз. Второе "я" возмущалось: "Душегуб!", "Детоубийца!..". Но поддержка пришла, откуда не ждал: жена отнеслась к моему желанию спокойно и с понимаем. Так что, когда родилась девочка (даже это меня не остановило), взялся за дело.

Не так-то просто сделать мотоцикл для ребенка, ведь он должен быть простым по конструкции, в управлении, а, главное, совершенно безопасным. Ну и, желательно, недорогим.

Сложно, но и интересно было изготовить рычаги управления. Чтобы ребенок с ними справился, их должно быть два - газ и тормоз. Выбрать электропривод? Трезво оценив свои возможности, остановился на велосипедном моторчике. Блуждала мысль сделать сцепление Д-8 центробежным, но, прикинув объем переделок, понял, что простотой здесь и не пахнет. А если совместить управление муфтой сцепления и акселератором в одной педали? Именно педали. Ручонкам полуторагодовалого ребенка и с рулем работы хватит. Ход троса у карбюратора велосипедного моторчика - около 10 мм, их вполне достаточно для полного выжима сцепления.

То, что получилось, видно из рисунка. Конструкция показала себя на практике вполне работоспособной. Она позволяет плавно стартовать и плавно регулировать скорость движения. Винт в педали - ограничитель мощности.

Следующая задача - добиться хорошей маневренности. В угоду безопасности решил делать мотоцикл трехколесным. Ось для задних колес - от карта. Она полая внутри и потому очень легкая. Хотел сделать привод на оба задних колеса без дифференциала. Пытался изменить соотношение колеи и базы, но ничего путного не вышло. Пришлось сделать ведущим только одно колесо - правое. Из-за этого при резком старте трайк ощутимо тянет влево.

Аппарат "игрушечный", но получился "серьезным". Чтобы его скорость была безопасной, увеличил передаточное отношение цепной передачи до 4,8, но тяга в результате получилась "бешеной": "микроб" на ровном асфальте с легкостью буксирует ВАЗ-2105. Когда же, сидя на нем, попробовал нажать на газ до упора, получилось нечто весьма живописное: мотоцикл поднял переднее колесо с разворотом влево. Получилось движение, очень похожее на прием из самбо - бросок через бедро. В результате лежу на обеих лопатках, а сверху, удерживая меня в этом положении, 20-килограммовый аппаратик. Злую шутку сыграл высокий центр тяжести (мой рост - 1 м 85 см). Ребенку "добиться" такого эффекта намного труднее, но зачем рисковать? Сделал ограничитель хода педали (на рисунке это винт М6, вкрученный в педаль) - с ним характер трайка вполне покладистый.

Хоть скорость и вес мотоциклика невелики, тормоз сделал надежным, из проверенных деталей, ведь двигателем не притормозишь: водитель, отпуская педаль, тем самым выжимает сцепление, и трайк движется накатом. На задней оси смонтировал диск, на раме - суппорт от карта, а главный тормозной цилиндр взял от "Москвича" (я укоротил его до приемлемых размеров). Педаль тормоза вывел под левую ногу.

Раму изготовил из подмоторной части рамы карта и передней части рамы велосипеда "Кросс". Передняя вилка - от этого же велосипеда. Трубы отпиливались, набивались песком, разогревались паяльной лампой и выгибались произвольным радиусом на необходимый угол. Чертежей не делал - всю конструкцию держал в голове.

Чтобы трайк выглядел "круто", задние колеса взял, опять же, с задней оси карта. Их ресурс был близок к предельному, так как вся "лишняя" резина (а с ней и лишняя масса) осталась на картинговых трассах. Мне это на руку, и я без колебаний расстался с той мизерной суммой, которую запросили за них в картинг-клубе. А что до остаточного ресурса, так его "микробу" с его скромными нагрузками хватит до совершеннолетия водителя. Переднее колесо купил на рынке - оно от детского велосипеда "Львенок" - всего за 60 рублей. Правда, разницу в цене я с лихвой отработал, пока шкурил и красил обод, придавая ему достойный вид.

Бензобак и переднее крыло сделаны из стеклопластика (матрицы для них вырезал из крупноячеистого пенопласта), бак бесшовный. Фокус вот в чем: полностью оклеил матрицу стеклотканью с "эпоксидкой", а чтобы избавиться от пенопласта, прорезал отверстие для заливной горловины, залил в него ацетон, выждал некоторое время и слил образовавшийся раствор. Затем приклеил заливную горловину, бобышку под бензокран и крепления бака. После некоторых колебаний от задних крыльев отказался: жалко закрывать такие "калоши" - пусть все видят и трепещут!

Выхлопная система состоит из колена, тройника и двух слегка переделанных штатных глушителей. Установил не один, а два глушителя - чтобы максимально избавиться от шума - все же ребенок будет ездить. Да и задок с этими глушителями выглядит "понтово".

Сиденье сделано из поролона и кожзаменителя на стеклопластиковой основе.

Один из "зайцев", которых хотел убить постройкой трайка, - обучение ребенка ремонту техники. Учитывая возраст "студента", "учебное пособие" должно быть предельно простым. Болты и гайки максимально унифицированы, креплений - минимум (скажем, сиденье, бензобак и противоожоговая защита двигателя крепятся одним болтом). Полная разборка на узлы занимает 20-25 минут при минимуме гаечных ключей.

Постройка аппарата заняла около двух месяцев. За это время семейный бюджет "исхудал" всего на 1395 рублей. Мой "девченыш" уже с первого года жизни имел возможность созерцать свой байк сквозь прутья решетки детской кроватки. К тому времени, когда дочь на него села, трайк изучила вдоль и поперек. Он был и кроваткой для кукол, и лошадкой, и вешалкой для одежды... Так мое родное чадо погружалось в мир мотоциклов.

То, как проходило обучение езде, - отдельная история. Одно скажу: свидетели и участники процесса получили массу положительных эмоций.

Мои творческие планы не ограничиваются созданием единичного "мотонасекомого" экземпляра. Не дает покоя идея создать небольшую школу занятий с мототехникой с детьми от трех до шести лет. Думаю, получится.

Подпишитесь на «За рулем» в