Просто добавь воды
Многие годы продолжалась доводка и шлифовка спортбайков Buell. Да, они обладали прекрасной управляемостью, другое дело мотор: в него были заложены весьма посредственные мощностные характеристики. Причина – двигатель воздушного охлаждения, а не жидкостного, более эффективного. Как только не боролись разработчики с проявлениями известной «фамильной черты» мотоциклов, несущих моторы Harley-Davidson, – неистовой вибрацией двигателя.
Разработали систему крепления силового агрегата к раме – Uniplanar, позволявшую мотору вибрировать только в продольном направлении. Это существенно снизило «фирменный расколбас», и теперь мотоцикл не спутаешь ни с каким другим. Результат многолетних трудов – первый американский супербайк с австрийским двигателем Rotax – Buell 1125Rѕ Но начиналась эта история не столь мажорно.
Эрик Бьюлл – основатель и глава успешного подразделения компании Harley-Davidson. Но даже ему пришлось обойти немало кабинетов высшего руководства, чтобы убедить совет директоров в необходимости разработать новый мотоцикл, а уж тем более с «чужим» двигателем. Но Эрик «надавил» тем, что его фирма финансово независима, корпорация получает ежегодно прибыль от продажи 12 000 «Бьюллов», а в 2006 году был собран стотысячный аппаратѕ И выбил-таки благословение.
Он напрямую, без участия первых лиц Harley договорился с австрийскими инженерами из Rotax о разработке новой восьмиклапанной V-образной «двойки» жидкостного охлаждения с углом развала цилиндров 72°. Двигатель назвали Helicon (Геликон), по названию басового, закрученного как ракушка улитки, духового музыкального инструмента. Действительно, выхлоп звучит классно! Другое дело, вылез маленький «косяк»: при городской езде эта «иерихонская труба» нешуточно раскаляется – того и гляди правая нога превратится в хорошо прожаренный стейк.
Чтобы оценить предельные возможности обновленного мотоцикла, журналистов пригласили на один из самых технически сложных в мире треков – калифорнийский Laguna Seca. Нам предложили и тест-драйв по дорогам общего пользования – вдоль залива Монтерей до городка Холлистер. Подозреваю, не случайно до этой точки: городок известен тем, что в 1947 году стал жертвой 4000 байкеров, захвативших и разрушивших его. По мотивам тех событий и был снят культовый фильм «Дикарь» (Wild One).
Но вернемся к «железу». Двигатель объемом 1125 см3 (103х67,5 мм) спортивен, как накаченный серфер. А еще он настоящий калифорниец – пронизан идеей борьбы за здоровую экологию. Показатели содержимого выхлопа укладываются в нормы Евро-3, и это при весьма впечатляющих 146 л.с. при 9800 об/мин и более чем достойном крутящем моменте – 111 Н.м при 8000 об/мин. Технические характеристики мотора супербайка позволяют Buell смотреть как на равных на конкурентные европейские – Ducati 1098 и KTM RC8. Но, в отличие от уже омологированных для мирового супербайка «австрийца» и «итальянца», «американец» располагает наиболее мягкой кривой мощности. Эрик Бьюлл специально просил Rotax сконструировать мотор именно таким – не хотел загонять свое детище в трековый гараж: для него намного важнее было создать мощный, но и «дружелюбный» к «гражданскому» пилоту мотоцикл.
А ведь это весьма странное пожелание. Поясню: 1125R разрабатывали под новый технический регламент World Superbike, а не AMA* Superbike – в этих чисто американских гонках запрещено использовать двухцилиндровые двигатели объемом свыше 1000 см3. Но Эрик всю жизнь был гонщиком, им остается и умрет им, а значит, если есть возможность выжать высокие скорости и мощность, то регламенты, рамки условностей и пресловутое благоразумие во имя сиюминутной выгоды перестают существовать. И он не упустил шанс воплотить в жизнь свою мечту разработчика, выросшего из гонщикаѕ На презентации глава Buell заявил со свойственным американцам апломбом: создан мотоцикл мирового уровня для мирового чемпионата.
Проследим дальше, что такое мировой уровень.
В этом супербайке, по традиции H-D, главная передача – ременная, а она, кто ж не знает, ведет к потерям в отдаче мощности мотора: на стенде 146 заявленных л. с. превращаются в 135. Но, согласитесь, и такой показатель – отличный для V-образной «двойки»! Сцепление работает очень мягко – это заслуга гидравлики. Передаточные числа 6-ступенчатой коробки передач подобраны с безупречным соотношением. Двигатель оборудован электронной системой впрыска EFI. Помимо того, что она насыщает двигатель горючим, еще и работает как обогатитель, а значит, исключается головная боль с пуском холодного двигателя. Однако во впрысковой системе пока что-то не так. На машинах, которые мы испытывали, в спокойном режиме езды, то есть на оборотах коленвала в пределах 4000–5000 и на скорости 40–50 миль/час, возникает неожиданный, сказал бы, «мини-подхват». В городских условиях он здорово раздражает, да и не добавляет (это мягко говоря) безопасности при движении в потокеѕ Разработчики сообщили, что знают об этой «засаде», но избавят от нее покупателя еще до того, как мотоциклы поступят в продажу.
Рама мотоцикла не «с чистого листа» – такая же в предыдущем «воздушном» спортбайке Buell Firebolt. Как и в нем, полый алюминиевый монокок окружает силовую установку, он же выполняет функцию топливного бака, причем вместительного – объемом 21,2 литра. Жесткость рамы вполне соответствует возросшей более чем на 40% мощности двигателя. Чтобы обеспечить наиболее отточенное управление, а вместе с тем и четкую обратную связь «пилот-дорога», инженеры сохранили угол вылета вилки 21°, но заменили «слабую» 43-миллиметровую вилку на полностью регулируемую 47-мм Showa. Задний маятник удлинили, но всего на дюйм – это никоим образом не сказалось на остроте управления, даже прибавило аппарату устойчивости и улучшило показатель развесовки: 54/46.
На Laguna Seca я узнал, что главным тест-пилотом на проекте Buell 1125R был мой соотечественник, экс-пилот MotoGP и Superbike Джереми Маквильямс (Jeremy McWilliams). При его консультативной помощи посадку пилота спроектировали в расчете на более спортивную езду. «Рабочее место» устроено так, что наездник может свободно передвигаться по седлу – а это создает условия для скоростного прохождения поворотов. По-хорошему удивила ветрозащита: она более чем достойная для аппарата, нацеленного на трек. Защита радиатора соединена с панелями обтекателя, те заслоняют двигатель и одновременно выполняют функцию воздухозаборников. Не могу не заметить, что такое решение воспринимается как сомнительное и придется по вкусу не каждому.
На калифорнийском треке ежегодно проходит этап мировой серии MotoGP, и ждешь, что все здесь должно быть идеально в обустройстве. Однако на многих участках состояние покрытия весьма неважное: полотно идет волнами, кое-где трещиныѕ Но нам, испытателям, эти изъяны полотна помогли осознать то, что использование в конструкции «перевернутой» вилки Showa – удачное решение: она «съедает» все неровности на ура. Убедился я в этом в сравнении. Из всего тест-парка мотоциклов только два – новые супербайки Buell, оборудованные такими вилками, остальные – Firebolt со своим «передком». И когда Джереми предложил мне пробный заезд на этих «старушках», я понял, что он не зря ест свой хлеб. Предыдущая передняя подвеска ну никак не удовлетворила бы трековые амбиции нового мотоцикла: колесо рыскало на торможениях, в повороте вилка норовила «подломиться»ѕ А вот еще одно конструктивное решение, подсказанное профессиональным гонщиком и, повторю не без гордости, моим соотечественником, – оно благотворно повлияло на прохождение «медленных» поворотов: 10-килограммовые пружины в стаканах вилки поменяли на более «мягкие» 9,5-килограммовые. С ними эффективнее проходит демпфирование сжатия, легче гасить колебания на выходе из поворота, когда на разгоне мотоцикл норовит задрать переднее колесо в небо.
Позыв к вили случился и у меня, когда проезжал «нехорошо» известный поворот Cockscrew. Представьте себе: неожиданный подъем, который проходишь на полном газу, мгновенно вскидывает передок байка, как ни старайся его загрузить. Затем следует узкий правый поворот, а вот здесь надо начинать более чем интенсивное торможение, потому что впереди поворот S-образный, одновременно являющийся довольно крутым спуском с холма. Таков коварный Cockscrew! Только вообразите, какие дикие нагрузки падают на вилку в этом секторе трассы! Я сумел совладать с каскадом виляний на спусках-подъемах в огромной степени потому, что целиком и полностью положился на прекрасную Showa – и она вывезлаѕ Для тех же, кто собирается гоняться на американском супербайке, Buell подготовил специальный набор еще более совершенных подвесок от Ohlins.
Конструкция переднего тормоза мотоцикла идентична той, что используется на всех Buell. Одиночный 375-миллиметровый диск смонтирован на диске китайского производителя ZTL/Zonon. За замедление его вращения отвечает впечатляющая 8-поршневая скоба Nissin, снаряженная четырьмя тормозными колодками. Неподрессоренная масса подобной системы намного меньше стандартной двухдисковой с двумя суппортами. Торможение очень эффективно. А выглядит этоѕ Просто волшебно! «Бонус» 1125R – проскальзывающее сцепление. Изначально его сконструировали для двигателя RSV Mille. Оно необычайно стабильно работает на замедление при экстренном торможении, даже когда вы продолжаете дотормаживать байк, уже войдя в поворот. Это все – настоящий нокдаун Ducati 1098, супербайку, по необъяснимым причинам лишенному подобного девайса.
А теперь побрюзжу – американцы дали поводѕ Все же дизайнерские тенденции изделий «Эрика & Co» далеки от изящества и очарования, которые присущи европейским мотоательеѕ Один из скандинавских коллег после тестовых заездов сказал – и попал не в бровь, а в глаз: «Байк похож на уродливую акулуѕ Как там ее? О, вспомнил – рыбу-молот!». Вписаться в современные тенденции, следуя доисторическому дизайну «старушек» Ducati 916 и Suzuki TL1000R, «штатникам» не удалось. Демонстрировать в устаревших формах фары и «ушастого» обтекателя свой «чувственный вкус» – довольно странный, если не сказать рискованный способ завоевывать симпатии покупателей.
Если же говорить о выборе цвета для мотоцикла, то выходка Бьюлла напоминает другую американскую историю – с автомобилем Ford T. Журналисты тогда цитировали Генри Форда: «Вы можете купить эту машину в любом цвете, но при условии, что этот цвет – черный». То же и с нашим мотоциклом: под палящим калифорнийским солнцем он выглядит строго, даже угрожающе (так и задумано?), но, попав в серую Европу, сольется с местностью и перестанет «отсвечивать». Осмелюсь предложить выпускать Buell в других цветах, например, серебристом и синем.
Buell 1125R доказал, что он исключительный трековый мотоцикл, а кроме того, прекрасно ведет себя на дороге. Для того чтобы превратить его в по-настоящему конкурентный, особенно на аренах WSBK, Эрик Бьюлл и его команда обязаны были сделать нечто большее, чем просто оснастить байк жидкостным охлаждением двигателя. Мотоцикл должен излучать сексуальные флюиды, сражать наповал. Его владелец всегда хочет и в себе чувствовать восторг за то, на чем ездит, и знать, что когда выйдет из кафе, к его байку будут прикованы десятки восторженных взглядов. Наверняка моделью 1125R Бьюлл хотел превзойти всех конкурентов, переманить у них покупателей. Я считаю эту затею провалившейся.
Хорош мотоцикл, но выглядит...