Льзя!
Не разрешают соваться на них на улицы потому, что AТV относят к разряду внедорожной техники – они приравнены к тракторам и в подавляющем большинстве случаев не омологированы для передвижения по дорогам общего пользования. Даже если четырехколесник оборудован пакетом светотехники – стоп-сигналами, головной фарой, поворотниками. Закон запрещает – и точкаѕ Но не все так безнадежно.
Один из моих знакомых купил BM 500 мax, а тот возьми да окажись с нормальными «дорожными» документами. Владелец направился в отделение ГИБДД – регистрировать квадрик. Вдохнул поглубже (ждал, что «пошлют»), но здесь как ни странно трудностей с оформлением машины не возникло: по документам она относится к категории «А», т.е. приравнена к мотоциклам. Времени потратил не больше, чем когда-то при регистрации своего «Иж-Юпитер-5» – и прикрутил госномер. И, конечно же, – кататься! По городу!.. И мне позволил «пощупать мышцы» этого без малого 400-килограммового «кирпича».
Поскорее завести мотор – и газу, газу!.. Скоро не получилось: скопище переключателей на рукоятках руля сбили с толку. Довольно долго я изучал назначение каждой кнопочки, пока нашел заветный «Starter». Но он, электростартер, здесь не один: «электронога» продублирована ручным пускачом с тросом. Попробовал завести движок с его помощью. Хорошо, что здоровьем я не обделен: слабаку провернуть «горшок» о 500 «кубах» вряд ли под силу. «Брррр», – сказал мотор, и пошел прогрев. Я представил, как проходит возвратно-поступательное движение могучего поршня, как лениво работает газораспределительный механизм (распредвал-то вращается в два раза медленнее)...
Вот так «ленивец»! Столь шустрого разгона не ожидал. Динамика на BM 500 мax до 60 км/ч не уступает 150-кубовому скутеру. Однако после уже сказывается немалая масса и сниженный в зону средних и малых оборотов крутящий момент. Это – по ощущениям. По «паспортным» же характеристикам максимальный крутящий наступает только при 5500 об/мин. Возможно, поэтому и «максималка» приличная – 90 км/ч по спидометру.
Не только мощностные показатели греют душу городского ездока. Вижу, как одно только присутствие квадрика на улице вызывает реакцию автомобилистов – они расступаются, увеличивают дистанцию, пешеходы недоуменно провожают взглядом.
Разогнался под горку, валю во всю мочьѕ И увлекся: не засек, как сбоку выехала «Ока». Если бы не два вентилируемых «дискача» спереди и один сзади, а что-нибудь попроще, – протаранил бы «автобукашку». Тормоза спасли от неприятностей: «хватают» зачетно. Правда, информативность оставляет желать лучшего. Сердечное спасибо (а также почечное и черепно-мозговое) конструкторам за то, что продублировали задний тормоз рычагом на левой рукоятке руля, ведь впопыхах можно не успеть попасть ногой по педальке.
Ух, умаялсяѕ Повернул на парковку. Она бесплатная – что хорошо, но автомобилей на ней – не втиснуться. Тут поезжай поосторожнее. Удобно, что на этом ATV есть понижающая передача. Выбираешь «кочергой» нужный сегмент – и квадр уже не рвется как сумасшедший, и на таком, смирном аппарате легче протискиваться между дорогими автомобилями.
Вариаторная трансмиссия в машинке – впору растеряться: повышающая, понижающая, парковочная, нейтральная и задняя передачи. Полный набор! Причем не сказать, что использовать весь придется только на бездорожье – в положении «паркинг» можно стать под горку, не опасаясь, что техника покатится под уклон. А вот подключение полного привода на асфальте – бесполезная вещь. Во-первых, быстро «съестся» резина (она и без того немилосердно стирается), а во-вторых, полный привод повышает нагрузки на межосевые мосты. Да и зачем формула 4х4 в городе? Разве что перекатываться через завалы разбитых в авариях автомобилей...
Справедливо «пну» то, что называют управляемостью. В BM 500 мax очень высоко расположен центр тяжести, и в поворотах квадрик то и дело норовит опрокинуться. Так что его водителю следует обязательно научиться свешиваться во внутреннюю часть траектории. Не сказать, что это панацея против опрокидывания, но то, что придаст устойчивости, – точно. Четко рассчитывайте скорость, с которой движетесь, и конфигурацию поворота. Пройти его в заносе не получится: «катки» намертво «приклеиваются» к асфальту.
Превратятся ли покатушки по городу на ATV в повальное увлечение? Вряд ли. В не повальное – не сомневаюсь. Во всяком случае, владелец, предоставивший на тест этот квадрик, периодически «маньячит» в пучине города с группой себе подобных.