Будем думать
До 1 июля в нашей стране менее 10% автовладельцев застраховали свою гражданскую ответственность. Добровольно. К сожалению, статистика сведений не дает, однако все знают: существует (и неплохо развивается!) такая труднораскрываемая вещь, как страховое мошенничество. К концу года число полисов должно вырасти почти до 100%. Логично предположить, что и та, не определенная статистикой, цифра вырастет прямо пропорционально. Что на этот счет думают компании? Дружно закладывают расходы на жуликов в стоимость страховки.
Мути в воду добавляет двойное страхование и имитирование ДТП. Ну, с первым-то все просто. Года три назад, когда у каждой конторы была своя база данных клиентов... Из-за конкуренции и ради конфиденциальности страховщики своими базами не обменивались, а потому застраховаться сразу в нескольких компаниях по одинаковым рискам не составляло особых проблем. Сейчас ситуация иная: в прошлом году ведущие российские страховщики стали обмениваться данными о подозрительных клиентах. Теперь же все еще более усугубится. На основе базы данных ГАИ будет создана автоматизированная информационная система (АИС) со сведениями обо всех договорах, страховых случаях, транспортных средствах и их владельцах, плюс статистика и тенденции. Это мощный заслон!
Другой вопрос - подставные аварии. Выявлять их - дело не только сложное, но и долгое: экспертиза, расследование и т. д. Во всяком случае, раньше "спектакли" нет-нет да и срабатывали. Разберем типичный...
Два приятеля в разных местах въехали в... э-э... бетонный забор - один передом, другой задом. Понятно, что компенсация обоим не светит. Разве что на покраску поцарапанного забора. Ребята договариваются, ставят на дороге одну машину, а другой с разгону бьют ее в зад! И на тебе - вроде ДТП. Один из них претендует на выплату. Деньги, само собой, пополам... Только очень грамотный гаишник или эксперт-криминалист сможет распознать подлог. Тут главное - ударить с нужной силой. Недобил - эксперт увидит обман, перестарался - общий ремонт может выйти дороже несмотря на выплату.
А страховые компании вооружены до зубов: завели себе хороших специалистов, которые шутя раскалывают "развод". По крайней мере, так они утверждают...
Или: предположим, крыло потребовало замены - проржавело, короче. Находим приятеля с кенгурятником, аккуратненько приводим нужную деталь в негодность и вызываем ДПС. Мол, парковался неудачно, зацепил... "Виновника" сразу не наказывают, зато немного увеличат сумму страховки на следующий год. Но будьте готовы к множеству вопросов от спецов страховщиков... Вас могут попросить поставить машины, спросить, куда собрался приятель, зачем, почему именно тут разворачивался, как мог не заметить машину и т.д. Народ они тертый, ржавчину крыла заметят сразу, могут и неладное заподозрить... Упаси Бог ошибиться, проговориться, даже вскользь. Если догадается кто и расколет - дело запахнет тюрьмой. Мошенничество ведь! Ну, а повезет - получите свои 500 рублей за крылышко да тыщи полторы за ремонт, из которых и радостно расплатитесь с приятелем. Правда, не исключено, что побегать по инстанциям придется немало: неделю, а то и две (по закону - не более 15 дней с момента получения документов). Так что операция имеет смысл только если у вас достойная иномарка.
Так стоит ли игра свеч? Этот вопрос на совести каждого. Рискнуть поиметь денег со страховой компании желающие найдутся. А получится у них или нет - зависит от опыта, ума, знания психологии, законов, основ сопромата и даже артистизма. А более всего - от удачи. Как уж повезет...