Турецкий марш
ПРОЛОГ
Я покупаю моц. Pan-European оказался с приличным набором регулировок моноамортизатора, с отличной ветрозащитой, неописуемой светотехникой и обалденным обзором в зеркалах. Про остальное можно не говорить: Honda есть Honda, особенно, если она стоит в верхних строчках модельного ряда.
Проводили 17 апреля "иорданскую группу" - парни махнули на Ближний Восток. Мы условились, что я с женой пересекусь с ними где-нибудь в Турции. И вот я практически готов к старту. Практически, потому что не могу найти в мотоцикле шок-сенсор. Эта штуковина по идее должна отключать зажигание при падении водителя и моца. На деле отключала его при каждой встряске, когда наезжал даже на небольшие неровности. Оттого старт, намеченный на 25 апреля, пришлось отложить (кстати, по сей день ищу источник неисправности). Отъезд ранним утром следующего дня тоже сорвался: на Московской окружной автодороге как только открыл газ, вдруг стало буксовать только вчера поставленное новое заднее колесо. Взгляд в зеркало и - о ужас! Сзади плотная пелена белого дыма. Нажал на задний тормоз - ноль реакции. Кое-как остановился у отбойника, наблюдаю картину: практически весь моц покрыт маслом, оно потрескивает на трубах глушителя, стекает с облицовок, жжет кожу под джинсами, играет радужными переливами на мокром асфальте. Поездка под угрозой: кирдык мотору!.. Черные мысли лезли в голову…
В мотосервисе механик Вован (Motohelp) успокоил: я пережал шланг вентиляции картера, и масло, выдавив прокладку клапанной крышки, вырвалось наружу. Через пару часов он навел порядок. Около двух часов ночи я начал паковать вещи.
КАК ЖЕ ВАС МНОГО!..
Старт, запланированный на раннее утро, был отложен в силу вышеуказанных обстоятельств. Но подъем в 9 утра и постный завтрак (шла страстная неделя) мне удались. Осталось сделать несколько мелочей. Босс* в жесткой форме настоял на том, чтобы я сделал в мастерской запасные ключи зажигания. В ближайшем шиномонтаже довел до нормы давление в шинах. Кассету "Тату" заправил в плейер. Вот теперь все - в путь.
В Липецкой области совершил ритуальный акт: за превышение скорости отдал 100 рублей. Это - как водится. В Воронежской температура воздуха медленно и верно поползла вниз, хотя с чего бы это - вроде как двигаюсь на юг? Напялил дождевик, с ним чуть теплее. Перед Ростовом попал в полосу жуткого бокового ветра, километров 10-15 ехал с приличным креном, чтобы противостоять стихии. Скорость упала до 30-40 км/ч. Темнело - на югах темень гуще и наваливается быстрее. Но вот он Ростов, вот он Лебердон… Похоже, в экстазе я проскочил поворот на мотель. Ну да ладно, думаю, переночую в Краснодаре.
Ребятушки (это к ментам), ну как же вас много! И какие же вы все важные. Складывается впечатление, что в Краснодарском крае у ГАИ прав больше, чем у президента России. А любопытные!.. У каждой деревни останавливают и сыплют: "Сколько прет?", "Сколько бак?", "Сколько стоит?" "Ну, ты идиот!" Я им: "Так, документы смотреть будете?" А они после всего: "Будем!!!" Надоедает, но после того, как наслушался от приятелей про полуторачасовые досмотры и пятичасовые задержания на постах, старался вести себя предельно сдержанно. А так хотелось на скорости хотя бы одного пнуть сапогом…
В Краснодарском мотеле такие рожи, что не рискнул парковать мотоцикл. Может, дальше найдется место для ночлега поприличней? На пикете в Горячем Ключе местный гайц заверяет: "До Сочей - сто, не уснешь". Действительно, не до сна: первая, вторая, реже - третья, поворот на 180 градусов, дождь, туман… Тем, кто проходил этот участок, объяснять ощущения не надо. Светает, но я - ура! - уже в Сочи. Надо бы заправить бак до полного перед дорогим турецким бензином. На колонке счетчик ясно показывает: 135 рублей. Берут 150: "Вы, москвичи, совсем зажрались - вон все побережье скупили…" "Москвичи" - это "Сургутнефтегаз", "Алмазы-России-Саха", "Тюменская нефтяная компания" и т. п.
Открываю верхний кофр: вот так да - все густо присыпано белым порошком. Это от вибрации стерлись в пыль кусок мыла и таблетки из аптечки. Знать надо, как их паковать.
В порту парома нет - придет вечером, а отправление только завтра. Но, оказалось, можно уплыть и сегодня - не на пароме, и не на нашем. Что дороже. Я выбираю сегодня - зря, что ли, спешил! Меня обилетили за 210 американских денег, но я с "Европой" на борту турецкого судна с закрашенным немецким названием. Банка пива, и - прощай, Родина! - спать!
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА - ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ
Утро встретило в порту Трабзона турецкой музыкой в радиоприемнике, небольшим волнением на море и морской болезнью во мне. Поскольку воскресенье, да еще "Христос воскресе!", кушаю припасенные крашеные яйца (как доехали - непонятно: мыло - в пыль, а яйца - целы. Пасхальные чудеса!). Подтянулись турецкие пограничники, наконец-то наклеены марки, оплачены сборы и поборы. Лишь за полдень стартую из порта.
Народу на улицах немного: непонятно, то ли из-за того, что выходной, то ли из-за неестественного в этом месте и в это время холода. Вперед! Где же еще достойно встретить светлый день Пасхи, как не в древнем православном монастыре Сумела? Дорога уходит вверх, но к серпантинам уже не привыкать. Однако… Это уже не дождь, а снег, он валит также обильно, как зимний московский. Если бы кто-то раньше мне сказал, что на Пасху между Черным и Средиземным морями может выпасть снег, рассмеялся бы. Сейчас - не до смеха: впереди размытый участок дороги, через промоину следы от колес. Вперед!..
Пробился к монастырю, паркуюсь, иду рассматривать христианский памятник. Из-за тумана многого увидеть не удалось. Но все равно впечатление от искусно вырубленных в скалах церквей (сколько же труда вложено!) дало мне такой заряд энергии, что я, не сомневаясь, тут же предпринял штурм турецких перевалов при отрицательной температуре воздуха.
Но опять мелкий моросящий дождь, и снова с набором высоты снег… Эти чередующиеся "удовольствия" привели практически к полному обледенению мотоцикла. Дорожные знаки с изображением колеса, обмотанного цепями, призывали немедля и непременно осуществить указанное действо в данных метеоусловиях. Щас! Вот только цепь размотаю - ею у меня забиты все кофры… Я чувствовал себя полярным летчиком, пролетающим над Северным полюсом. С той лишь разницей, что на них хоть теплая одежда. Я же стартовал из Москвы при +18 и ехал на ЮГ. Единственное, чем я мог себя согреть, напялить дождевик. Но вот что делать с обледеневшим стеклом? Соскрести наледь! Остановился, поставил моц на боковую подножку, слез, тут же грохнулся и… заскользил на пятой точке. Хорошо, к скале, а не к обрыву… Прохожу перевал на высоте 2100 метров, спускаюсь в долину, снег и дождь прекратились, солнце. Ура!!!
Дорога пролегла в основном по безлюдным горам, машин немного, и я начал немного увеличивать скорость. За что и поплатился. Когда стемнело, пристроился за большим автобусом и плелся за ним километров 20 - смотрел по его телевизору какие-то видеоклипы. Пошел подъем - автобус снизил скорость и начал коптить. "Поеду вперед", - решил я. Отвинтил газ, пошел на обгон и не заметил за корпусом автобуса (это я уже потом скумекал) предупреждение о ремонте дороги. За первым же поворотом на скорости влетел на участок грейдера а-ля "центральная улица деревни Гадюкино". "Европа" не выдержала такого беспардонного хард-эндурного надругательства, вырубила мотор и сбросила кожухи зеркал (они должны отскакивать исключительно при падении). Но хуже всего то, что потерялся верхний кофр, причем вместе с площадкой его крепления. Разворачиваюсь и (определенно, это был великий день пасхальных чудес!) вижу турка, машущего близким моей душе кофром из окна того самого автобуса, который я так бездарно обогнал. На нашу православную пасху перепало и турку: бакшиш 10 долларов - и все счастливы.
ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Понедельник разбудил меня в городе Сивасе ярким солнцем и умиротворил ощутимым повышением температуры воздуха: видать, жаркий африканский воздух весело ворвался в центральную Анталию.
Подремонтировав с помощью эпоксидки, скотча и ломика площадку крепления верхнего кофра, подстраховав его для надежности резиновым "пауком", я взял курс на туристическую Мекку - Кападокию. Природа здесь придала мягким горным породам причудливые формы, а человек превратил большую часть из них в жилища и культовые сооружения. В этих пещерах жили ранние христиане. Теперь в них хозяйничают турки начала третьего тысячелетия, некоторые додумались устроить там рестораны и отели для жаждущих экзотики интуристов. Невообразимой красоты пейзажи отвлекли меня от течения времени. Но надо двигаться - впереди Анкара.
Звонок в Москву: дома +3, мне можно позавидовать!
Прекрасная дорога, идущая вдоль вулкана, расслабила и… хлоп - "радар-контроль". На экране монитора служитель порядка продемонстрировал изображение (спасибо за кино - выгляжу неплохо) с указанием времени, координат и скорости. Отпираться бессмысленно. Превышение скорости - на 18 км/ч, штраф 65 млн. лир (40 долларов). После уговоров и утаптываний удалось снизить сумму до 10 долларов, но без бумаги. Дык она мне и не нужна - зачем лишний вес? Я был выпущен на волю.
Весь путь до Анкары проходил под неусыпным оком турецкого радара, скорость мерили через каждые 40-50 километров, уж не знаю, то ли проводили какой-то рейд, то ли на этом участке всегда так. Движение на всего лишь 90-100 км/ч с высматриванием полицейских засад вогнало меня в такое уныние, что, выехав на Анкаринскую объездную и увидев знаки "Автомагистраль" и "120", я решил пройти столицу транзитом. После езды медленной и печальной открутил сколько душе угодно! В общем, 400 км прошел за три часа.
ПОМНЮ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО...
Плана города не имел, указатели тоже мало чем могли помочь, так что первым делом решил купить карту. За этим занятием меня и застал вошедший в магазин мотоциклист - первый турок, которого я увидел в шлеме.
- Харли-драйвер, - представился он.
- Демон-фром-Руссия, - ответил я.
Он сразу принялся звонить Паоло, лидеру турецкого мотоклуба и растолковывать, что приехал русский на "Голдвинге" (почему на "Голдвинге", я так и не понял), что меня нужно срочно определить в отель. От эскорта до гостиницы я, естественно, не отказался. Отправились на поиски. Стамбульские цены за ночлег несколько озадачили. После семи долларов за прекрасный двухместный номер в провинции платить 60 за койко-место совершенно не укладывалось ни в мои планы, ни в мой бюджет. Продолжили поиски, нашли отель "Аврупа" ("Европа") с русскоговорящим менеджером и тридцаткой за ночь с завтраком. Ну, на безрыбье и рак - рыба. Усталость после 1100 километров за день давала о себе знать. Закатил мотоцикл в предоставленный под стоянку пустующий магазин новогодних украшений. Поужинав в ближайшем кебабнице и просмотрев в интернет-кафе новости с отчизны (привычка!), принял душ и упал на "кингсайзбед".
Проснулся вновь "с правой ноги": сегодня в аэропорт имени героя турецкого народа Ататюрка в 14.00 из Москвы должна прилететь жена. В ожидании этого момента успел (для полноты ощущений о стране) отобедать в местном аналоге МакДональдса - БургерКинге… А вот и встретились… Вместе с Маринкой поехали на поиски моего отеля. Именно на поиски - где он находится, я запомнил весьма приблизительно. Пару часов блужданий - и мы в гостинице. Разобрав багаж, отправились на осмотр города. Душевно пообщались с русскоговорящим населением торговой части Стамбула. Как здорово, что мы здесь, а не на работе. Осмотрели малую часть того, что можно увидеть в этом милом старинном городе. Весьма бюджетно (10 долл.) отужинали в отличном ресторане.
РУССО-МОТОТУРИСТО
Изучив купленную накануне туристическую карту страны и выяснив наличие паромного сообщения, взяли старт на Дарданеллы. Маршрут пролегал вдоль Мраморного моря через Восточную Фракию - красивейшую провинцию страны, изобилующую поросшими сосной горами. На дорогах, как обычно, пустынно, погода радует, спидометр забыт… Как недолго длилось счастье!.. Стоп-машина! Очередной радар-контроль зафиксировал превышение скорости на 22 км/ч. С шутками и прибаутками, обсудив с полицейскими красоты здешней природы и отсутствие наличных денег у руссо-мототуристо, уезжаем, облегчив кошелек всего на 10 млн. (7 долл.). Заодно узнали правильную дорогу на Чанаккале - город с откопанной Шлиманом древней Троей.
Вот и Дарданеллы - второй турецкий пролив, соединяющий Черное море со Средиземным. Повсюду остатки старинных бастионов и укреплений, крошечный причал. Паром отправляется отсюда каждый час (2 долл. за двух человек с мотоциклом). И вот из европейской части Турции мы попали в азиатскую.
Тридцать километров до Трои пролетели незаметно. На въезде на территорию раскопок стоит бутафорский конь - он настроил на окунание в далекое прошлое. Осмотрели описанные еще Гомером исторические места - здесь не то, что виды - сама энергетика особенная. Вобрав в себя вдоволь впечатлений и ощущений, решились на марш-бросок на юг в сторону Измира, древнегреческой Смирны, и посвятить утро следующего дня посещению Эфеса - еще одного легендарного места на Эгейском побережье. Миновали пустынные и очень ухоженные пляжи, проехали сквозь оливковые рощи (какой запах!) и апельсиновые сады (здесь - совсем другой!). Измир прошли транзитом - не нашли жилья. На карте обнаружили знакомое еще по рекламным проспектам московских турфирм название - Кушадасы. Нам - туда. Въехали в город, покатались по нему четверть часа и, подъехав к стоянке такси, интересуемся о наличии в городе приличного жилья по правильным ценам. Звонок одного из водителей - и через мгновенье из какой-то подворотни вылетает турок на скутере и приглашает следовать за ним. Гостиница оказалась весьма убогой, но нам-то чего - лишь бы ночь переспать! И потом 20 долл. за 2-местный номер с душем, кондиционером и завтраком - вполне разумно для курортного места.
Утро Первомая встретили в Эфесе. Как принято в средиземноморских странах, здесь обязательные базарчик, путеводители, гиды, золотые украшения по 10 баксов за кило. Миновав сию тусовку, пробрались к кассам: 10 долларов с носа - и мы счастливы от обладания билетом для осмотра ленточных фундаментов времен царя Гороха.
Бродили часа три по неплохо восстановленным мраморным развалинам древнего города. Не-за-бы-ва-емо! Но - время выступать. И, если честно, в больших порциях осматривать памятники эллинской культуры устаешь, мозги отказываются воспринимать чудеса. Пора проветрить - берем курс на восток в сторону Денизли. А тут очередная достопримечательность - Памукале. По дороге обедаем в каком-то крупном торговом центре, типа нашего московского "Рамстора" (ловлю себя на мысли: во как!.. уже турецкий по происхождению "Рамстор" стал нашим), причем очень вкусно и недорого - 8-9 долл. Понравилась сама организация этого фаст-фуда: идешь вдоль витрин-холодильников с полуфабрикатами и попросту тыкаешь пальцем в то, что понравилось - это заказ для поварят: приготовить! Затем самостоятельно набираешь в тарелку закуски в салат-баре. Горячее вместе со счетом приносит официант. А рассчитываешься только потом - в кассе на выходе. Что особенно удобно для тех, у кого нет языковых навыков.
А вот и Памукале - знаменитые горячие турецкие источники (не путать с турецкими банями - это другое и очень своеобразное удовольствие) - причудливые белые образования на скалах. Скажу честно, то ли навалилась усталость, то ли досадный инцидент с падением, когда я пытался запарковать мотоцикл, но "Хлопковые горы" нас особо не впечатлили. Зато от души посмеялись на местной "Фабрике текстиля" - сюда экскурсантов из бывшего СССР везут толпами. Я, конечно, наслышан о восточной хитрости, но чтобы кто-то так жестко следовал заповеди "без лоха жизнь плоха" не представлял. Русскоговорящий турецкий персонал и предложения безумных скидок, может, и производят положительные впечатления на тех наших соотечественников, которые знать не знают, что такое дорого и дешево, потому что, одержимые отдыхом, не покидают гостиничную территорию. Но у нас, лишь вчера проехавшим по торговым кварталам Стамбула, местные цены, изначально завышенные в 10-15 раз, вызывали приступы гомерического хохота.
Пара часов приятной горной дороги - и мы в Анталии, столице турецкой Ривьеры. Хорошие мотоциклы здесь в немалом количестве, причем много новинок. Отправляемся на поиски жилья: блуждаем час, полтора… Ищем турбюро - тоже безуспешно. Едем в аэропорт в надежде хоть там получить информацию о недорогих 2-3-звездочных отелях, но по-русски не разговаривают, все закрыто, самолетов сегодня больше нет. Ладно, кто ищет - тот всегда найдет нормальный ночлег по карману. Поскольку начало смеркаться, едем туда, где свет. А вот и вывеска отеля. Цена номера - 120 долл. за ночь. В другом - 80 за 2-местный. Следуем дальше. А вот целая улица из небольших 4-, 5-этажных частных отелей, здесь в большинстве случаев говорят по-русски. Еще полчаса скитаний и отличный номер с ванной, кондиционером, балконом и завтраком наш, причем с видом на море и всего за 16 американских денег. Спать!
ФОРЕЛЬ НА ЗАКУСКУ
Позавтракав и порадовавшись погоде, отправились радоваться встрече с товарищами из "иорданской группы" - от них получили эсэмэску. Договорились о встрече, и вот две группы российских мототуристов объединились на турецкой земле. Вечер прошел под знаком 80-градусного рома с колой и новых впечатлений, которых у каждого было в избытке. Посиделки продолжились в гостинице, и уже вряд ли кто точно вспомнит, когда легли спать.
Утречком бодрая шестерка мотоциклистов взяла курс в горы. Чуть больше часа пути - и мы уже договариваемся о сплаве по реке на плоту. Не стану долго описывать это приключение, одно слово: класс! Рафтинг оказался рафинированным экстримом, сравнимым с катанием на крутейших аттракционах, когда, с одной стороны, дико страшно, но с другой, безопасность - превыше всего! Бурлящая горная река, возвращение в кузове грузовика и прекрасная форель в ресторане на финише - это счастье!
Потом был марш-бросок на Стамбул и Анкару, прощание с "иорданцами" - они отправились своим маршрутом, пришлось расстаться и с Маринкой. На память о стране мы купили настоящий турецкий барабан.
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА НЕ ТА...
Кое-как продравшись с багажом, превышающим габариты мотоцикла, по стамбульским пробкам, оставил Маринку в зале ожидания и взял курс на Бургас.
Первое впечатление от Болгарии - шок. Я был здесь давненько, в разгар перестройки. Понять не могу, как прекрасная страна с дружелюбным населением и великолепными дорогами за 15 лет могла превратиться в помойную яму с озлобленными людьми. Они, едва узнав, что ты из России, отказывались разговаривать не только на изучаемом ими в школе, да и вообще не чуждом русском языке, но и на своем родном (которым я немного владею). Дороги, точнее то, что от них осталось, - отдельная история. То, что у нас в былые времена прокладывали от свинарника к коровнику и не ремонтировали лет 20 - это точно нынче в Болгарии называется магистралями. Причем я говорю о курортных местах, названия говорят сами за себя - Бургас, Варна, Слынчев Бряг. Тоска нашла на меня при прочтении названия городка - "Звездец". И я уже не изумился, когда на заправке отсутствовал не только туалет, но и 95-й бензин, а заправочная колонка оказалась образца эдак 1960 г. с ценой деления пять литров. Ну, мы с "Европой" не гордые. И потом после $1,20 в Турции 70 центов за литр "смотрелись" даже в такой обертке.
Заправившись, принялся искать место для ночлега. В неказистом домишке с вывеской "Хотел" бужу даму на ресепшене.
- Что-что, 25 долларов за вот это? И за мотоциклом никто не присмотрит?..
Нет, я человек, избалованный десятью днями в Турции, в таком гадюшнике останавливаться не стану. Поехал дальше, безуспешно стучался в затворенные двери гостиниц. Значит, в негостеприимной Болгарии ночевать не судьба - посмотрим, чем встретит Румыния. И в этой стране я был 15 лет назад во время революции. Воспоминания о том периоде не самые приятные: разбитые дороги, хмурые лица, грязные оборванные дети, которые назойливо клянчат еду и хватают за руки туристов… Стремновато: не спешу ли я из огня да в полымя? Но еду к границе: с Болгарией пока делаю паузу в общении. Еду в ночь, пусть и не отдохнул.
Границу пересекал на рассвете. Румыния приветливо улыбнулась ухоженными дорогами, не надсадными пароходными гудками в порту и лукавым взглядом девушки на вполне европейского вида АЗС с двумя сортами 95-го. Констанца… Карту за имевшиеся у меня доллары не продали - цивилизация, здесь торгуют только за местные деньги, а их по причине раннего часа негде было обменять. На очередном перекрестке опять промахнулся и уперся в указатель "Бухарест", мне - туда.
Начало припекать… Без хотя бы кратковременного отдыха дальнейший путь до Кишинева становится небезопасным. На бугорке припарковался, установил таймер на мобильнике и мгновенно отключился.
Проснулся от звука работающего двигателя мотоцикла: ба, а вот и наши "иорданцы". Через минуту раздался звонок таймера - я спал час, но снова бодр и готов в дорогу. Но сначала - в придорожный ресторан. О, в меню блюда из свинины. Мясо этого животного было недоступно в исламских странах. Конечно, заказываем его. Ребята не ели сутки, я около того, но со своим зверским аппетитом мы не смогли наесть больше, чем… на 4 доллара на рот. Мне все больше и больше нравится страна Румыния.
Дорога до молдавской границы заняла немного больше времени, чем планировалось. В том числе и потому, что кайфовали и глазели: покрытие отличное, местное население улыбается, сотрудники заправок вежливы, пейзажи по-весеннему красивы и даже небольшой прикол с полицейским (он безуспешно пытался оштрафовать пять мотоциклов на… пять долларов!) был мгновенно переведен в разряд неизбежной, но малюсенькой ложки дегтя в огромной бочке румынского меда. Границу прошли красиво, без лишних формальностей. За что даже покатали таможенницу.
ЕДУ Я НА РОДИНУ
Оба-на, наши родненькие менты! И опять "наезды" за превышение скорости.
- Парни, просто мы к вам так спешили, что знак не заметили. Еще пара шуток - и без уплаты штрафа едем в сторону Кишинева. Темнеет, свет фар вырисовывает зияющие в асфальте дыры, еду за ведущей нас эндуро, как по минному полю. На глубоких выбоинах вновь срабатывает шок-сенсор (я уж и забыл про этого калеку), мотор глохнет. Но мы двигаемся вперед.
Днестр, Приднестровье, украинская граница, оформление очередного обязательства об обратном вывозе мотоцикла, беседа на мототему с таможней - и мы едем дальше. В планах "иорданской группы" ночевка в Киеве, в моих - только в Москве. Да и езда в колонне меня несколько угнетает. Разделяемся, и я беру курс на север.
Дорога до Киева ничем, кроме небольшого штрафа украинским дайцам, не отмечена. Зато потом началось настоящее веселье: я попал в летающее облако майских жуков. Здоровенных насекомых было так много, что пришлось, как при езде в снегопад, пользоваться только "ближним" светом и наглухо закрыть стекло шлема. Скорость упала менее чем до 100 км/ч, но все равно каждая встреча с хрущом вызывала довольно чувствительный удар по шлему. Стекло быстро покрывалось их останками, и приходилось постоянно работать перчаткой как дворником, чтобы обеспечить хотя бы минимальный обзор. Перед Черниговом насекомые так же вдруг, как появились, исчезли. Зато появилась питерская "семерка" БМВ, с которой мы, попеременно меняя друг друга в качестве лидера, достаточно быстро (150-170 км/ч) добрались до белорусской границы.
Брянск, проезжаю через шлагбаум, сворачиваю на заправку, смотрю на цены: да, я уже в России.
Выпив большую чашку свежесваренного кофе и взбодрившись каким-то энергетиком для дальнобойщиков, стартую дальше. Под Калугой попал в "слепой" туман - не видно даже пальцев вытянутой руки, габаритные огни впереди идущего автомобиля пропадают уже в полутора метрах. Крадусь по границе асфальта и обочины в надежде, что никто в меня не въедет. Восемь километров за полтора часа - мой личный рекорд скорости.
Уже в Московской области так клонит в сон, что заезжаю на АЗСку немного отдохнуть. Пятнадцать минут дремы, пара кругов без шлема по территории заправки - и чувство уверенности в собственных силах возвращается. Еще полчаса неспешной езды, и в 9 утра 11 мая я закатываю свою "Пан-Европу" в гараж. К мотоциклу неделю не подойду!
Турецкая кампания завершена. Всего прошел около 10 000 км, из них около трети - с пассажиркой. Израсходовал 650 л бензина (уровень масла в двигателе не изменился). О поломках: потек сальник передней вилки, растерял кое-какой крепеж. Максимальный суточный пробег составил 1700 км (Москва-Сочи), минимальный - 520 (Кушадасы-Анталья). Самая дешевая гостиница в г. Сивас - $7, самая дорогая в Кишиневе - $40. Общий бюджет 15-дневного путешествия на двоих не превысил $1500, в том числе $210 паром Сочи-Трабзон и $190 авиаперелет жены Москва-Стамбул-Москва. Удовольствия - на пять с плюсом.