Vive la France!
В наши дни, когда Ducati Desmosedici убедительно доказал европейское превосходство в самых престижных мотогонках, особенно интересно оглянуться лет этак на сто назад – и увидите, что и тогда дела обстояли не хуже. Разве что тон задавали французы. Суперзвездой среди тогдашних конструкторов блистал инженер компании Peugeot Эрнст Анри.
Именно он построил в 1913 году гоночный мотоцикл с 500-кубовым рядным 2-цилиндровым двигателем, с двумя верхними распредвалами и 4-клапанными головками. И он же разработал гоночный автомобильный мотор с десмодромным приводом клапанов, а в 1920 году – первый в мире двигатель с 5-клапанными головками цилиндров. Вот так-то, Ducati и Yamaha, – приоритет не за вами!
А вообще-то семья Пежо основала свою «железоделательную» компанию аж в 1811 году! Конечно, тогда она выпускала не мотоциклы и автомобили, аѕ стальные планки для корсетов и кринолинов. Потом пришел черед каркасов для зонтиков, велосипедных колес и, наконец, добрались до велосипедов. Двоюродные братья Эжен и Арман Пежо представили свой первый велосипед (типа «паук» – с гигантским передним и крохотным задним колесами) в 1882 году, а уже в 1889 году на Всемирной выставке в Париже – трицикл с паровым двигателем. К 1913 году Peugeot стал крупнейшим во Франции производителем автомобилей: он выпускал по 10 000 машин в год.
И в производстве мотоциклов Peugeot не отставал. Эжен Пежо построил свой первый мотоцикл еще в 1898 году, а через три года компания развернула серийное производство – раньше, чем Triumph, Harley-Davidson или Husqvarna. Поначалу компания закупала двигатели на стороне, но с 1906 года освоила собственные V-образные «двойки» большого рабочего объема – 726 и 994 смз. Они были настолько мощны и надежны, что вскоре завоевали отличную репутацию и за пределами Франции, и многие промышленники устанавливали эти моторы в собственные шасси. Например, известно, что в 1907 году Рем Фулер на Norton выиграл самую первую гонку Tourist Trophy. Но все ли осведомлены о том, что на мотоцикле-победителе стоял двигатель Peugeot? В дебютной гонке на знаменитом английском треке «Бруклэндс» в 1908 году первыми к финишу пришли два британских мотоцикла NLG – тоже с французскими моторами.
Вдохновленные успехами, руководители компании решили, использовав накопленный опыт в проектировании автомобильных и авиационных двигателей, приступить к разработке собственного гоночного мотоцикла. Трудно было найти лучшего специалиста, чем инженер Эрнст Анри, – он и спроектировал тот чудо-байк, с запева о котором мы начали рассказ. Эта машина на десятки лет опережала свое время, в том числе и тогдашние технологии. Ведь охлаждение 4-клапанных головок – совсем непростое дело (через 50 лет с ними еще как помучаются инженеры Honda), а уж сто лет назад качество материалов было совсем не ах. Первая мировая война прервала развитие конструкции, после войны она возродилась, но уже в другом виде.
Анри к тому времени ушел к конкурентам – в компанию Ballot, и новую машину Peugeot разработал выходец из Румынии инженер Жан Антонеску. Он сохранил компоновочную схему – два вертикальных параллельных цилиндра, однако в остальном переработал двигатель радикально. Чтобы избавиться от перегрева головок, неизбежного для 4-клапанной схемы, конструктор выбрал один верхний распредвал и два клапана на цилиндр, а шестеренный привод распредвала заменил передачей вертикальным валом и коническими шестернями. Построили всего четыре мотоцикла в 500-кубовом и 750-кубовом вариантах, но до наших дней дошел только один.
Дебютировал гоночный Peugeot в 1922 году в Париже на скоростных соревнованиях, аппарат развил 138 км/ч. На следующий год уже целая заводская команда выступала в европейских Гран-при, и мотоциклы разгонялись уже до 160 км/ч. Фантастическая скорость для той поры – так быстро не мчались ни британские «синглы», ни даже 4-клапанные Moto Guzzi. Не удивительно, что французские гонщики Жиллар, Ришар и Пеан выиграли все важнейшие гонки сезона во Франции, Швейцарии и Испании, с триумфом победили в Гран-при Италии на новооткрытой трассе «Монца» – ее скоростные прямые позволили сполна проявить потенциал машины. Впрочем, и на сложных трассах она проявила себя не хуже, доказательством чему два первых места на извилистом автодроме в Лионе. В общем, она подходила для любой гонки. В следующем, 1924-м, команда сосредоточилась на рекордных заездах – 750-кубовая версия разогналась до 168 км/ч. Пеан и Жиллар выехали и на остров Мэн, где приняли участие в гонке Tourist Trophy и финишировали среди первых 15-ти. Достойный результат, если учесть, что спортсмены впервые оказались на столь сложной трассе и сражались против таких местных звезд, как Фредди Диксон и Алек Беннетт. Если бы Диксон выступал на Peugeot, он вообще не знал бы поражений!
Но – не сужденоѕ В конце 1924 года компания решила уйти из большого спорта. После войны рынок был переполнен мотоциклами, произведенными для вооруженных сил, и прибыли всех мотоциклетных компаний упали. Гонки сочли непозволительной роскошью, уникальные «твины» оказались на задворках.
Гоночный Peugeot – из тех редчайших, почти загадочных мотоциклов, которые обычно доходят до нас лишь в виде пожелтевших фотографий. Спасибо Жану Нужеру за то, что он нашел последнюю из сохранившихся машин и восстановил ее. Сейчас она вместе со столь же экзотическими творениями братьев Нужер экспонируется в музее в Марселе.
А мотоциклетная марка Peugeot – что случилось с ней? Между двумя мировыми войнами она оставалась ведущей французской мотокомпанией, а в 50-е переключилась на производство мопедов. Тогда же, в 1954 году, выпустила свой первый скутер – 125-кубовую модель S55. Сейчас скутеры составляют львиную долю ее производства, и они порой не менее авангардны, чем былой гоночный аппарат в свое время. Сегодня 1500 работников выпускают ежегодно около 200 000 двухколесных машин – так что Peugeot входит в десятку крупнейших мотоциклетных компаний за пределами Китаяѕ И вместе с тем, доля мотоотделения в прибыли концерна PSA Group – чуть больше одного процента