Тур муфлонов
Врать не стану – я не ас. Мой опыт вождения двухколесной техники ограничивался четырьмя сезонами езды на макси-скутере Suzuki Skywave 400. На мотоциклах же катался всего дважды, когда брал их напрокат, а наездил в общей сложности не больше сотни верст. Когда заполнял анкету на сайте КТМ-тура, этот факт честно указал. Получил «добро» от «конторы», программу мероприятия – ну, подумал, если одобрили, значит, годен. В КТМ принята шкала градации степеней сложности маршрутов – от одного до пяти «перцев». Предстоящий маршрут оценивался от 2 до 5 «перцев», как один из самых сложных. Что это означает в реальности, понял позже.
Наша тусовка – это «чертова дюжина», включая инструкторов Рольфа-1 и Рольфа-2. «Rolf and Rolf» – так эти двое себя называли. В компании общались между собой исключительно на немецком. Как потом мне пояснили, с явно выраженным швейцарским акцентом. На английский переходили только ради автора этих строк, приехавшего из «снежной России».
Акцент швейцарский, поскольку Рольфы и одна супружеская парочка – Франсуаза и ее муж Анди – родом из Швейцарии. Остальные «крэйзи гайс» – из Австрии. Возраст участников – от 43 до 49 лет, социальное положение – от рабочих до мелких бизнесменов. Все владели минимум двумя языками – немецким и английским, у меня же на вооружении был русский и, как выразился Док, врач-травматолог из Австрии, «очень странный английский».
Нам предстояло ездить на KTM 450EXC. Перед вылетом на Кипр экипировку я купил, но не привез мотоботы. Выручил Рольф-1 – отдал свои. «Сапоги» инструктора оказались малы, но это обстоятельство не могло меня остановить.
На второй день, когда мы еще даже не тронулись с места, а только уселись на мотоциклы, Рольфы безошибочно определили слабое звено компании – я. Потому большая часть группы во главе с Рольфом-1 поехала на экскурсию в одну сторону, а я, Рольф-2 и его друзья, супружеская пара, – в другую.
Инструктор сразу загнал меня на склон (о восхождении на который еще час назад мне и подумать было страшно) и заставил с него съехать. После чего промычал: «Русский есть проблема». Первый вывод, который я сделал после восхождения, спуска и брани в свой адрес на тему «какого рожна ты сюда приперся», был таким: спускаться с горы на мотоцикле сложнее, чем на нее взбираться. Вывод второй: надо, черт возьми, переключать передачи вовремя, причем левой ногой (иначе мотоцикл почему-то глохнет), а тормозить задним тормозом, надавливая на рычаг правой ногой, а не левой рукой. Третий вывод: смотреть надо не на ноги, а вперед – на дорогу. А вот это оказалось из разряда условий невыполнимых.
В тот день я накувыркался вволю. Два раза побывал под мотоциклом, один раз на подъеме мотоцикл вылетел с тропы, и инструктор помогал мне его вытаскивать. Тащил больше он – у меня просто не хватало сил. Сколько случилось мелких падений, потерял счет. Мои новые кроссовые штаны прожег выпускной коллектор эндурика, «поджарилась» и нога. Вдобавок мотоботы надавили так, что ходить я уже не мог. Даже стоять. Тело ныло. Еще бы – три часа кувырканий!
Заехали в одну из горных кипрских деревушек, за кофе приняли совместное решение: отправить меня по асфальтированной дороге в отель, оставить в нем мотоцикл и ехать искать в магазинах боты подходящего размера.
И вот они у меня есть! Наутро, так уж повелось, группа отправилась в одну сторону, я с Рольфом-2 – в другую, на урок вождения. Он запомнился тем, что я начал самостоятельно поднимать мотоцикл. Почему нет – в новой обуви я мог нормально стоять, ходить и даже прыгать. Другое дело, на качество езды обнова не повлияла: сколько раз я упал, перестал считать после первых пяти приземлений. Но чуть позже дело пошло к лучшему: впервые в жизни оторвал штаны от седла и поехал, стоя на подножках! Вначале было страшно. Забегая вперед, скажу, что я научился-таки ездить по серпантинам за Рольфами и «стариками», да еще и стоя, с заносомѕ Правда, этот фокус мне дался только в последний день на Кипре. Вероятно, сработал стадный инстинкт (или чувство соперничества? Называйте как хотите.). Этот инстинкт – великое дело. Из нашей компании поодиночке мало кто сумел бы заехать туда, где мы побывали. Когда ведомые Рольфами и подгоняемые желанием оказаться на вершине горы все-таки до нее добирались, то, застыв, принимали позу муфлонов, местных горных козлов, покорителей высоты, и каждый думал про себя: «Ну, блин, и здоров же я!..»
А потом меня взял на «тестирование» Рольф-1. Загнал на очередную вершину и безрадостно наблюдал, как на каких-то 30 метрах спуска (где с одной стороны неприятный обрыв) я ухитрился четырежды «прилечь».
Вечером инструкторы собрались на совет: что со мною делать? Рольф-1 считал, что я точно угроблюсь, ведь высота и крутизна подъемов-спусков растут. Даже звонил в головной офис в Швейцарию. Менеджер ничего не сказала – пообещала связаться с боссом и ответить через три часа. Один из Рольфов предложил вернуть мне деньги и отправить домой тренироваться. Обнадежил: приезжай, мол, года через два. «И что я буду с деньгами делать? И почему – домой? На хорошей дороге от группы ведь не отстаю – как замечательно я мчался вместе со всеми по серпантину (только не просите повторить)! А на опасных участках могу просто подождать...»
Не знаю, что склонило чашу весов в мою пользу. Выражение вселенской скорби на моем лице? Ответ босса по телефону? Мнение группы? Или природная склонность к авантюризму самих Рольфов?.. Как бы то ни было, но они объявили, что я остаюсь. С условием: в один из дней я освобожу их от своей компании, и со мной покатается русскоговорящий инструктор-киприот. Да ради бога!..
Наутро обрушился проливной дождь, и был объявлен выходной. Что же, пару слов можно посвятить технике. Надо сказать, зверь по имени КТМ 450ЕХС как-то очень здорово отличается от моего Suzuki Skywave: нет зеркал, поворотников, приборной панели, нет даже замка зажигания... Сиденье на КТМ узкое, но и после «сузучьего» «дивана» мне восседать на эндуро удобно. А звук двигателя, по мере того, как невиданными темпами росло водительское мастерство (это я так считал), нравился все больше. КТМ позволяет многое вытворять не только опытному, но и «чайнику». Не ломаясь и не капризничая.
Кипр вернул себе безоблачное небо. Назавтра все уехали в горы, я с Рольфом-2 продолжил осваивать азы пилотажа. Отрабатывали езду по квадрату с разгонами и торможениями, сначала – сидя, затем – стоя. Мэтр учил работать передним тормозом на скользком грунте, блокировать заднее колесо в начале поворота и совершать прыжки. И я прыгал (если мои жалкие потуги можно так назвать) через мелкие кочки. Но все же отрывался от земли! Инструктор показал, как брать подъемы, учил правильно сидеть, держать руки, ноги и корпус при езде стоя.
После двух часов дрессуры я возомнил себя асом, и когда на обратном пути въехали в поселок, на скорости около 40 км/ч, в повороте, на мокрой дороге я ухитрился заблокировать заднее колесо, которое к тому же было в грязиѕ Я – на асфальте, мотоцикл – на встречной полосе, свидетели моего позора автомобилисты – на обочине. Пока летел, переживал, что что-нибудь случится с мотоциклом, но с ним все в порядке. Встал, завел, подъехал к поджидавшему на обочине Рольфу-2. Тот встретил язвительным вопросом «Крэш?» и улыбкой до ушей. Я кивнул: «Йес», – и натужно улыбнулсяѕ Болела кисть левой руки.
Наступил тот день, когда меня должны были передать под опеку местного инструктора. Основной группе предстоял усложненный маршрут, и из соображений безопасности оба Рольфа должны были ехать с ней.
Моему новому шефу под сорок, русский знает хорошо, поскольку учился в Одессе в мореходкеѕ Маршрут – повышенной сложности: подъемы и спуски длиннее и круче, чем в предыдущие дни. И «прилег» я круче – упал на острые камни, когда шел на приличной скорости, стоя на подножках. Ущерб: сплошной синяк на локтевом суставе и окончательно порванные штаны. Самые серьезные травмы чаще всего связаны именно с такими падениями, рассказал австриец Док (а эндурист он бывалый): в среднем на тур приходится один инцидент с серьезной травмой, и пострадавших обычно возвращают домой досрочно. Но меня пронесло.
День седьмой, заключительный. Группу разделили надвое. Первая – продвинутые, с Рольфом-1. «Чайники» – с Рольфом-2. Вместе со мною в подгруппе супруги Франсуаза и Анди, а также Стеф. Последний – руководитель фирмы программистов в Вене, у него случился большой перерыв в вождении мотоцикла, потому он и в «чайниках». Франсуазу с ее более чем 20-летним мотоциклетным стажем тоже никак нельзя отнести к неопытным, другое дело, она миниатюрного телосложения, и ей сложновато останавливаться и удерживать мотоцикл на горной дороге. Эта женщина вызвала во мне искреннее восхищение: я ни разу не видел ее хмурой или расстроенной... Стаж вождения ее благоверного Анди – год на мотарде КТМ 640.
Тренировка началась с поездки вдоль кромки моря по песку. Сыпучий грунт под колесами предвещал новые приключения. Наставник-киприот рассказал, а потом и продемонстрировал, как ездить. В его исполнении все выглядело предельно просто, в моем – гораздо хуже. Поездка вдоль береговой линии по заливам, фиордам, гальке, местным белым скалам была потрясающей! К удивлению инструктора, обошлось без паденийѕ Потом – в горы. После трех изнурительных перевалов гид изрек: «Есть две новости. Первая хорошая – скоро обед. Вторая – до него еще предстоит добраться.
Ехать немногоѕ» Немного – это еще два нехилых перевала. Меня смирило с действительностью только то, что здесь потрясающе красивые виды. Когда пересекали горные сады на карнизах склонов с искусственной системой орошения, инструктор предупредил: ни в коем случае не газовать, переезжая через трубы подачи воды – их можно повредить, и тогда маршрут придется менять: местные не простят. Предупреждение звучало убедительно. Мы «перешагнули» через трубы...
Вечером всем участникам тура организаторы торжественно вручили сертификаты. Взгрустнулось: мы все сдружились, а на следующий день разлетались по домам...
Спасибо КТМ-туру – за неделю я здорово повысил свое водительское мастерство. Но не только за это. В сознании многих отдых на Кипре – это круто и прикольно: виндсерфинг, джипинг, пляжнинг и бабингѕ Я узнал другой Кипр – его величественную природу, очаровательных островитян в маленьких деревнях, старинные монастыри, уютные харчевни в горахѕ Наконец, я познал свои возможности.