Их собственная лига
По мнению специалистов, журналистов и наблюдателей, североамериканский AMA* Superbike – второй в мире по значимости чемпионат подобного класса, он уступает пальму первенства лишь «мировому» World Superbike (WSBK) (в нем также выступают на мотоциклах, омологированных для использования на дорогах общего пользования). Великие гонщики Фредди Спенсер, Уэйни Рэйни, Кевин Шванц, известные нам по блистательным выступлениям в «королевском» классе MotoGP, начинали карьеру именно на внутриамериканских гонках. Чемпион MotoGP сезона 2007 года Никки Хайден также выходец из AMA Superbike, где он завоевал корону в 2002 году... Попробуем же разобраться в особенностях шоссейных соревнований США, чтобы понять, чем отличаются штатовские гонки от известных нам WSBK.
Последние несколько лет этапы AMA проходят на 11 трассах в различных штатах (сравните: в сезоне 2007 года «на мире» гонялись уже на 15 трассах). Гоночный уикенд, как и в WSBK, длится три дня, с пятницы по воскресение. Особенность соревнований в том, что каждый гоночный заезд (проводящиеся по аналогии с мировой серией: первый – в субботу, второй – в воскресение) наделен статусом отдельного этапа. Таким образом, в итоговых протоколах на финише сезона фиксируется проведение 19 этапов, хотя треков в американском чемпионате используется почти в два раза меньше, чем в мировом. По-хорошему въедливый читатель отметит, что количество этапов нечетное. Этому есть объяснение, являющееся другой отличительной чертой гонок ассоциации AMA. Дело в том, что «кольцевой» сезон США начинается с необычной гонки – «200 миль Дайтоны» (The Daytona 200). По традиции гонка проводится в марте, в жарком штате Флорида, на чисто американском овале трека. Эта трасса, как и множество подобных стадионов в США, устроена в виде эллипса с четырьмя пологими поворотами и наклонной, нисходящий к середине овала плоскостью асфальта. Такая конфигурация позволяет гонщикам различных американских автомобильных серий развивать невообразимые скорости.
200-мильный супербайковский раунд – единственный и неповторимый в своем роде. Он проходит в один заезд, формат его очень похож на многочасовые гонки Endurance. Трасса в Дайтоне сконфигурирована в расчете на популярные в Америке автогонки серии NASCAR – она очень широкая. Но заезды Superbike на большей ее части проходят по внутреннму участку овала – там, где во время автомобильных соревнований располагаются сервисные службы трека и многочисленные боксы команд-участников. Таким образом, трасса для мотоциклистов размечается не примитивным овальным «прямиком». Гонщики несутся по секции, изобилующей многочисленными интересными поворотами, перетекающей в отрезок американского кольца, который пилоты проходят по наклонной плоскости.
Изначально – и это относится не только к эндуранс-гонке в Дайтоне – мотоциклы американской серии Superbike сконструированы таким образом, что замена колес и заправка проходят примерно в том же темпе, как в Формуле-1: обычно, выполняя эти операции на пит-стопе, команды укладываются в десять секунд. Своеобразным нам с вами покажется то обстоятельство, что практически ни на одной из трасс чемпионата нет боксов как таковых. Технические базы команд располагаются в быстромонтируемых шатрах, а вся сервисная активность происходит непосредственно на пит-лейне – он тянется вдоль бетонного ограждения. Удивительно, но этап АМА Superbike в Дайтоне собирает больше всего участников – на старте выстраиваются свыше 70 пилотов.
Обычно на других 18 этапах (по регламенту соревнования гоночная дистанция ограничена 60 километрами) в гонках принимает участие от 30 до 50 человек. Такая разница обусловлена тем, что в серии AMA выступают и канадские пилоты, и не каждый из них может себе позволить приезжать на все этапы сезона.
Уровень обеспечения безопасности трасс поражает воображение: по сравнению с мировыми сериями он никакой! Многочисленные бетонные отбойники, зачастую продолжающиеся металлическими сетками (например, на овалах), невообразимо ограничены по площади зоны безопасности: очень часто зоны вылета не достигают и трехметровой ширины. На телеэкране во время трансляций обстановка на трассе воспринимается очень остро. Камеры, установленные на высоких бетонных отбойниках и «утопленные» в поребриках апексов, находятся в миллиметрах от проносящих мимо колес мотоциклов. Незабываемое зрелище!.. И вообще, что касается зрелищности, американцам надо отдать должное: видеокамеры на треках расположены с таким расчетом, чтобы максимально точно передать зрителю атмосферу гонки.
После просмотра даже самые крутые из нас пилоты, скорее всего, если бы им предложили прокатиться в заезде по треку, не осмелились бы даже попытаться набрать тот гоночный темп: страшно – аж жуть! Надо полагать, это и есть едва ли не основная причина того, что европейские гонщики, равно как и гонщики мировых серий, нечастые гости в AMA Superbikeѕ В то же время, если продолжить о безопасности, практически никогда эти мотогонки не проводят по мокрому покрытию. В прошедшем сезоне 2007 года случился любопытный инцидент: на мокрую после дождя трассу Road Atlanta выпустили все, что были под рукой – кареты скорой помощи, «технички» и другие автомобили – чтобы те своей резиной раскатали и подсушили асфальт. Только тогда дали старт заезду.
Кардинально отличается американская серия системой подведения результатов. За первое место гонщик получает 36 очков, за второе на три меньше – 32, за третье – 29 и т.д. Но «фишка» в том, что не только эти очки может заработать пилот. Скажем, одно очко начислят тому, кто выиграл квалификацию и занял поул. Самое же необычное – призовое очко присуждается пилоту, который лидировал в гонке наибольшее количество кругов.
Зрелищно и довольно необычно проходит телевизионное представление участников. Гонщиков, завоевавших право стать в первые ряды стартовой решетки, загодя, по одному снимают в студии, зритель наблюдает, как раскрепощенные американские парни зачастую веселят публику гримасами, своеобразными жестами, подмигиванием, «заламывают» механиков или же просто настойчиво указывают на спонсорские нашивки на своих гоночных комбинезонах. Все это импонирует и сближает болельщика с мастерами «большого кольца». Нашего зрителя удивит и то, что более 70% процентов мотоциклов, участвующих в заездах, – это Suzuki, в частности GSX-R1000. Что имеет свое объяснение. Так повелось, что концерн, стоящий у истоков производства ткацких станков, оказывает своим командам самую ощутимую поддержку – более весомую, нежели все другие производители, на чьей технике гоняются в AMA. И еще о марках-участницах. Начиная с 2007 года, в американском Superbike не выступает команда Ducati. Это, согласитесь, одна из самых странных особенностей, ведь в мировой серии Superbike мотоциклы Ducati «густо населяют» стартовую решетку и, более того, остаются завсегдатаями подиумов. Еще один заметный штрих, особенно интересный в наш век «шинных войн». В чемпионате AMA нет монополиста-производителя покрышек: тут вам и Dunlop, и Michelin, и Pirelli.
В наборе «младших классов» американской ассоциации AMA прослеживается аналогия с мировой серией WSBK. В классе AMA Supersport допускается участие четырехтактных мотоциклов рабочим объемом до 600 смз, двух- и четырехцилиндровых. Класс AMA Formula Extreme не похож ни на один мировой аналог. В нем могут принимать участие гонщики на самой разнообразной технике: на мотоциклах с любым количеством цилиндров, объемом 450–600 смз, аппаратах объемом 595–750 смз (но эти могут быть только двухцилиндровыми и с жидкостным охлаждением), а также на мотоциклах с рабочим объемом 850–1350 смз и исключительно с воздушно-масляным охлаждением. Когда-то в этом классе гонялись легендарные Harley-Davidson. Но чем дальше, тем они становились все менее конкурентоспособными.
Технический регламент для аппаратов класса AMA Superstock сродни тому, что существует в мировой серии. Пилоты в этом классе выступают на технике с рабочим объемом 745–1000 смз, без ограничения по количеству цилиндров.
Как можно понаблюдать за гонками американского Superbike? К сожалению, для российского зрителя и болельщика возможности ограничены. Единственный канал, транслирующий соревнования, – спутниковый SPEEDtv, а его охват территории показа в России невелик. Трансляции же по российским спортивным каналам прекратились несколько лет назад. И очень жаль. Трудно передать словами, сколько в этих гонках необычного и для неискушенного зрителя, и для прожженного болельщика, постигшего все тонкости MotoGP и World Superbike. Но поверьте, соревнования АМА надо увидеть – эти мотогонки того стоят.