Хорошо танцует тот, кто танцует после гонки
В Хересе (Jerez, Испания) под аккомпанемент фламенко и рев десятков тысяч моторов съезжающихся сюда болельщиков рождается новый сезон. Моторизированные испанцы – самая что ни на есть целевая аудитория: гости из других стран просто растворяются среди без малого полутора сотен тысяч иберийцев. Здесь празднуют приход шоссейно-кольцевой весны сутки напролет и берут тайм-аут лишь на пару предутренних часов. Гоночный день – лишь часть обширной программы. Его величество Хуан Карлос-I не ленится, хотя и в почтенном возрасте, обойти все боксы, поговорить со всеми (не только с элитой) пилотами, от и до посмотреть гонки, наградить победителей и призеров, похлопав каждого по плечу (и получив в ответ фамильярное приветствие навеки раскрепощенного Валентино Росси). Здесь, на западе Андалузии, главный гоночный класс удостаивается приема такого уровня, что слово «королевский» можно писать без кавычек.
И именно здесь произошел рестарт, возникла настоящая интрига. После ночной баталии в Катаре, которая была, безусловно, необычной и без сомнения зрелищной, многие эксперты, тем не менее, заговорили о том, что попахивает сценарием киносиквела: «Стоунер-2», «Стоунер возвращается» и так далее. На скоростном кольце «Лосайла» (Losail Circuit, Катар) Кейси выглядел столь же непобедимым, как в прошлом году. Но на скрученном в тугие петли испанском «Сикурито» (Sikurito) запнулся. Не только он – вся Ducati. Короткие прямые не позволяли добиться даже извечного преимущества в «максималке» – лучший показатель на speed trap принес первенство… Валентино Росси! Yamaha, обзаведясь вожделенными пневмоклапанами и подружившись с Bridgestone, «поехала». А Стоунер дважды ушел в правых поворотах прямиком в гравий, и только его многолетний опыт выступлений на гаревой дорожке помог выползать из ловушек зоны безопасности на асфальт, чтобы набрать хоть какие-то очки. Что это – предтеча фиаско? Уверен, что нет.
Просто (по крайней мере, хочется в это верить) начинается настоящая Большая Борьба, от которой мы успели отвыкнуть за предыдущий сезон.
Росси после въезда в закрытый парк устроили такой горячий прием, будто он не добыл кровью и потом второе место, а легко выиграл чемпионский титул в генеральной классификации. После того, как стихли восторженные вопли, Доктор признал, что напрасно отдал инициативу в начале гонки, побоявшись более агрессивно эксплуатировать резину – «Бриджи» удивили его своей выносливостью, от которой он успел отвыкнуть (вспомните сцены с распадом покрышек в 2006-м). Только фокус в том, что и Michelin теперь вполне живучи – к восторгу испанских фанатов, которые приветствовали восхождение на третью ступень подиума Хорхе Лоренсо и на самую высокую – Дани Педросы.
А ведь у юного лидера заводской Honda двигатель с обычными, «немодными», подпружиненными клапанами. И после его победного соло с солидным запасом, под аплодисменты испанского монарха, ментор Педросы Альберто Пуч с некоторой иронией осведомился:
– А не слишком ли мы увлеклись поклонением пневматическим клапанам? По мне, так выиграть чемпионат можно и без них…
Но на заводе Honda считают по-другому, и к середине апреля везут Дани Педросе и Никки Хайдену новые движки.
– Когда в гараже у тебя за спиной постоянно стоит японец из головного офиса фирмы и подсказывает, что тебе нужно делать сегодня, завтра и через месяц, это немного давит на психику, – признался Колин Эдвардс. – Когда я оказался в частной команде, задышал куда легче, чем в заводской.
Хотя слишком легко дышать – видимо, иногда не самый полезный для самочуствия вариант: при отменной скорости на отдельных кругах Техасское Торнадо так и не превратился в тугой, собранный смерч – сначала с трудом избежал падения в квалификации, потом зарылся-таки в гравий в гонке.
Колкое высказывание Эдвардса – еще одно подтверждение склонности американского контингента MotoGP побрюзжать в адрес японцев. Читатели журнала наверняка не забыли колкости подобного рода, звучавшие из уст Кенни Робертса в специальном интервью для «Мото». Кенни-старшего я упомянул отнюдь не всуе – хотя многие поторопились прочесть его команде эпитафию, менеджер Чак Эксланд снова замаячил в боксах. Ситуация со спонсорством вроде бы вовсе не безнадежная, и есть неплохой шанс увидеть неисправимого оригинала и его «конюшню» в следующем сезоне.
При том, что этот англо-американский коллектив вынужден пропускать год из-за безденежья, его испанские коллеги, выступающие на «дочерних» Ducati под началом Луиса д’Антина, продолжают оставаться спонсорскими любимчиками – складывается впечатление, что кредит доверия к ним неисчерпаем. Приобретенные к нынешнему сезону пилоты демонстрируют полную беспомощность в общении с мотоциклом, славящимся своим неординарным характером. Особенно удручает это Тони Элиаса, который несколькими годами ранее на андалузийском треке в седле Honda выигрывал гонки в младшем классе… Нынче он увозит из Хереса только одно приятное впечатление – от организованного накануне гоночного уик-энда PR-мероприятия в этно-стиле: на нем Тони блеснул умением танцевать фламенко (хотя для каталонца это не совсем родной танец). Ну а позиция в финале гонки – 15-я. Напарник, Сильвен Гвинтоли, еще на ступеньку ниже.
Впрочем, о чем говорить, если «заводчане», Стоунер и Меландри, заняли 11 и 12 строчки протокола. Хорошо танцует тот, кто танцует после гонки.
Например, Лорис Капиросси. Всю зиму и вплоть до середины марта его болельщики проклинали тот день и час, когда он решил уйти в Suzuki. Казалось, он так и не найдет себя в новой команде. Но и для Капирекса Гран-при Испании обрел историческую значимость: пробуксовки в освоении японского мотоцикла закончились – началась борьба за высокие места. Финишировать пятым после всего, что мы наблюдали последние несколько месяцев, – прорыв. При резком омоложении списка претендентов на подиум боеспособный ветеран – настоящая находка.
При наличии безнадежных аутсайдеров явных лидеров стартовый отрезок чемпионата не выявил. Пока можно сказать только одно: из класса «250» пришел одаренный, если не сказать гениальный, басовитый мальчишка с леденцом за щекой (угораздило связаться с «конфетным спонсором»!) Хорхе Лоренсо. Что ни старт – то подиум.
Все остальное покрыто завесой тайны. Любители прогнозов рискуют ошибиться больше, чем когда-либо за последние годы.
Чемпионат мира, класс MotoGP (после 2 этапов из 15)
1. Дани Педроса (Honda, Испания) – 41 очко;
2. Хорхе Лоренсо (Yamaha, Испания) – 36;
3. Валентино Росси (Yamaha, Италия) – 31;
4. Кейси Стоунер (Ducati, Австралия) – 30;
5. Андреа Довициозо (Honda, Италия) – 21;
6. Джеймс Тоузленд (Yamaha, Великобритания) – 20…