С «цветами жизни» за спиной

С «цветами жизни» за спиной

Российские ПДД предписывают однозначно: ездить с ребенком на заднем сиденье мотоцикла можно только по достижении им 12 лет – и все. Рекомендаций, как экипировать юного пассажира, нет. В Словакии, Ирландии, Бельгии, Нидерландах и Польше закон схож с российским. Однако оговаривается, что обязателен шлем, соответствующий требованиям, принятым в ЕС (со значком «Е» в маркировке). Во многих странах за нарушение этого правила могут лишить транспортного средства!

А так хочется, чтобы малец разделил восторг родителя от езды на мотоцикле. Вот и катают байкеры своих чад втихомолку на байк-фестивалях да на глухих дорогах. Забыв о безопасности, сажают на бензобак впереди себя или зажимают между водителем и пассажиром. А тем временем в странах центральной Европы (Швейцарии, Франции, Италии и Германии) минимальный возраст ребенка, которого мотоциклист может посадить себе за спину, ограничивается только тем, на какой возраст рассчитано установленное на мотоцикле креслице. То есть, сажай хоть грудного младенца, если найдешь подходящее кресло.

Конструкция сиденья для детишек предусматривает ремни крепления к сиденью мотоцикла, подножки и спинку с боковыми упорами, удерживающими мальцов от болтанки из стороны в сторону, а также ножные петли, защищающие ноги от спиц. Креслице удобно, в нем ребенок может даже спать в дороге.

Крепится оно вполне надежно. Но упаси вас бог пристегнуть к нему ребенка ремнями! Случись авария – ваша сверхбдительность выльется в самые тяжелые последствия. Другой перегиб: собственными глазами видел, как некоторые байкеры обычным ремнем пристегивают к себе малолетнее потомство. Выглядит жутковато. И зачем – ремнем? Ведь существует и продается специальный пояс: он надевается поверх куртки водителя широкой пластиной на живот, по бокам пластины – прорезиненные рукоятки – за них удобно держаться малышу. Да и взрослому пассажиру. Совсем небесполезную рекомендацию содержат правила в Италии – надевать на ребенка ярко-желтый сигнальный жилет.

Французской детворе дозволено уже с пяти лет ездить на заднем сиденье мотоцикла без детского кресла. С одной оговоркой: ребенок дотягивается ногами до подножек, а руками – до ручек, за которые нужно держаться. В Германии же детское кресло прячут в чулан, когда чаду исполняется семь. С этого возраста правила рекомендуют облачить ребенка не только в шлем, но и, по возможности, полностью экипировать.

С «колясочниками» другая картина. Перевозить ребенка до семи лет в боковом «корыте» мотоцикла разрешается, только усадив его в детское автомобильное кресло. При этом прицеп должен быть оборудован упором для ног, дугой безопасности над головой, элементами кузова (так, чтобы спереди пассажир был закрыт до уровня середины груди) и ремнями безопасности. Шлем никто не отменяет (исключение – по медицинским показаниям)! Водитель же должен быть не моложе 18 лет (стаж не имеет значения). И главное – боковой прицеп должен пройти сертификацию.

Экипировать «цветы жизни» не просто. Немцы считают специальные мотоботы 33–34 размера слишком тяжелыми, поэтому чаще облачают детей в подходящие жесткие сапожки, закрывающие щиколотки, по возможности сапожки – кожаные. Для самых маленьких сложно купить перчатки. Я разыскал третий размер (на 5–6 лет) – меньших не видел. Искал, разумеется, кожаные – они лучше текстильных, поскольку не так скользят. А какую выбрать верхнюю одежду? Текстильная меньше сковывает движения, в ней образуется более комфортный для тела микроклимат. Конечно, одежда из натуральной кожи выглядит стильно, но дизайном родитель должен пожертвовать – она ведь и тяжелее.

Да и дороже: прагматичные немцы чаще приобретают текстильную экипировку, принимая во внимание «привычку» детей расти не по дням, а по часам. Кстати, в Европе можно брать экипировку напрокат. Но я же русский, и своей восьмилетней дочери купил настоящие байкерские кожаные штаны со шнуровкой по бокам – пусть пофорсит в кругу сверстников! А вот куртку и утепленные штаны, скорее всего, куплю текстильные. Использовать пластиковые защитные вставки в одежде или «черепашку» – в этом отношении местные законы предоставляют полную свободу выбора, и я догадываюсь, какой выбор сделает большинство родителей, если они не ехидны.

Самый легкий из известных мне детских шлемов размера XXXS – UVEX Boss compact: он весит примерно 1 кг. Модные фенечки, вроде откидного «подбородка», встроенных светофильтров и накладных элементов, его только утяжелят, и шлем просядет до плеч ребенка. А ведь детский позвоночник слабый, и при аварии лишняя нагрузка может сыграть роковую роль. Вот почему люди осведомленные советуют при поездках на большие расстояния надевать вокруг шеи малыша специальное жабо – оно хоть и ограничит подвижность головы, зато снизит нагрузку на позвоночник.

...Я видел восхищенные глаза одноклассников моей девчушки, когда подвозил ее на занятия. Еще бы, только ее одну из всех учеников школы папа привозит на уроки на мотоцикле! Потому что я ее, экипированную, теперь не боюсь возить.

Подпишитесь на «За рулем» в