С чего начинается гонщик?
Для начала придется принять бесспорное: начинать нужно не с «космического» тюнинга мотоцикла, а с себя любимого – с физической подготовки. Скажете, фигня? Не буду тратить слов и переубеждать – сами удостоверьтесь: примите участие в 12-круговом заезде протяженностью около 60 км. Осознание огромной разницы между «каталкой в удовольствие» по проспектам и «работой на результат» на треке войдет в вас с дрожью в мышцах и седьмым потом – их ощутите уже на первых кругах. А ведь резина только-только прогрелась, и вас подстегивает желание выжать из нее все, дух соперничества зовет обогнать тех, кто только что обошел тебя, хочется, естественно, улучшать время круга с каждым виткомѕ Но вам не до того – вы пытаетесь совладать с собственным телом, захлестнувшими эмоциями, справиться с мотоцикломѕ Но это не повод отказаться от цели.
Главное оружие мотогонщика – выносливость, инструмент ее обретения – бег. Каждодневные кроссы (в идеале – два раза в день, утром и вечером) – залог удачного выступления на «кольце». Общий фитнес необходим. Время и финансы, недостающие для походов в спортзал, можно компенсировать дома, необходимо лишь немного «проапгрейдить» утреннюю зарядку. Отжимайтесь, приседайте и качайте пресс каждое утро и, поверьте, почувствуете себя несравненно лучше, и не только на треке. Но придется принять вот что: как бы вы не истязали себя упражнениями, на треке мышцы все равно «взвоют» – здесь слишком специфические нагрузки. Поэтому тренировки на треке рассматривайте и как часть программы физической подготовкиѕ Существует простой тест на определение уровня выносливости и состояния мышц. Встаньте у стены, плотно прижмитесь к ней спиной. Присядьте и, перебирая ногами, отодвиньтесь от стены так, чтобы в коленях образовался 90-градусный угол. В такой позе спортсмены в состоянии находиться три минуты. Если выдержите минуту, – вы в неплохой форме, но, сами понимаете, есть к чему стремиться.
Другая важнейшая составляющая подготовки к соревнованиям, которой в той или иной мере зачастую пренебрегают начинающие кольцевики, – комплектование набора экипировки. Технические комиссары, разумеется, не допустят вас на трек без стандартного комплекта: шлем, комбинезон, перчатки, мотоботы. Однако существует несколько непрописанных регламентом, но от этого не менее необходимых невидимых элементов защиты. Первым делом, это «спина» – протектор, оберегающий позвоночник от травм и контузий во время падений. Существует несколько разновидностей подобной защиты. Постарайтесь подобрать ту «спину», которая закрывала бы копчик. Очень желательно, чтобы модель была с «грудью». Совет происходит вот откуда. Анализ тенденций последнего времени свидетельствует о том, что специфические «кроссовые» травмы все чаще получают гонщики «кольца»ѕ И еще об экипировке, но это скорее вещь для комфорта. Речь идет о термобелье. Наверняка вы видели его на гонщиках мировых серий – когда они, расстегнув гоночный комбинезон, отдыхают в паддоках. Если вы станете надевать такое белье (комплекты бывают как целиковыми, так и состоящими из кальсон и фуфайки), то после финиша без труда снимете с себя кожаную защиту. Когда же сочтете, что это баловство и буржуазное излишество, то будьте готовы к тому, что после заезда обычно влажная от пота экипировка прилипает к телу намертво, и ее придется с себя сдирать.
Следующий пункт нашей программы – подготовка бумажек, известных как комплект документов, необходимых для допуска в чемпионат. В первую очередь, вам придется съездить в районный (или любой другой – привязки по территориальному признаку нет) спортивно-физкультурный диспансер и получить здесь справку о том, что по состоянию здоровья вы можете участвовать в шоссейно-кольцевых мотогонках. Оформляется справка бесплатно, обычно прохождение диспансеризации не занимает много времени. Следующий номер программы – получить лицензию гонщика. Вам придется сдать устный мини-экзамен, в котором следует продемонстрировать знания, правила поведения на трассе, а также то, что своим присутствием на треке не будете представлять опасности для окружающих. Кроме того, необходимо приобрести медицинскую страховку с указанием вашего вида спорта. Делается она за пять минут и стоит не великих денег.
Отдельный разговор – о шинах. В каждом классе российского чемпионата установлены ограничения на использования определенных типов покрышек. Вам необходимо быть внимательным при выборе и покупке этой недешевой «расходки». Проигнорируйте советы тех, кто порекомендует купить слики, уже поработавшие на мотоциклах (как правило, опытных гонщиков): дескать, эти шины выкатаны на сколько-то там (немного) процентов, но твой уровень езды так невысок, что тебе их еще катать и катать... Не оправдывайте себя тем, что ваш личный бюджет большего не позволяет: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Более того, дополнительная степень надежности и безопасности – резина про запас, в том числе «дождевой» комплект, который в течение сезона может понадобиться считанные разы. Но поверьте, намного спокойнее, когда он под рукой, нежели вы от безысходности выйдете на старт на «сухой» резине. В лучшем случае, будете кусать локти, наблюдая, как более дальновидные пилоты «привозят» вам круг, в худшем – соскользнете в повороте и «попадете» на ремонт мотоцикла. О самом плохом не стоит и упоминать.
Повезет, если ваши таланты оценят и вас возьмут в команду. Если к вам только присматриваются и придется гоняться «личником», потребуется создать для себя самый простой паддок, приобрести инструменты для ремонта-настройки техники. Функцию «помещения» вполне выполнит тент-шатер, «пол» можно застлать куском ковролина – вот и своя территория. Разложите на ней свой скарб, да и спину не напечет, когда придется крутить гайки. Набор инструментов – особстатья. Представление о нем получите после нескольких тренировок, а дальше перечень будет пополняться по мере того, что увидите на «базах» других участников заездов. Опять же, лучше иметь лишнее, чем чего-то будет недоставать.
Подготовка мотоцикла – самый животрепещущий вопрос для начинающих. Возможности современных спортивных аппаратов намного превосходят возможности начинающих пилотов, посему сконцентрируйтесь на собственной подготовке, а дальше чтобы всегда была свежей резина и исправна техника, а не на дорогостоящем и безумно красивом тюнинге. Но не преувеличивайте его значение: бывалый вам скажет, что в первый сезон, кроме спортивного пластика, ничего не понадобится.
Самое важное и эффективное средство достижения прогресса результатов – частые, регулярные тренировки. Используйте все возможности и избавьтесь от высокомерия – можно оттачивать гоночные траектории и способы обгонов в скутерных гонках, гонках на мини-мото. По возможности сделайте себе подарок – хотя бы раз съездите на полноценный трек в Европу, потренируйтесь под присмотром опытных инструкторов. Поверьте, один уикенд в Испании или более близкой Чехии подбросит вас на совершенно другой уровень, откроет ваши скрытые возможности. Недаром среди мотоциклистов популярна поговорка: чтобы понять, надо гонять.