Соли! больше соли!

СОЛИ! БОЛЬШЕ СОЛИ!

TRIUMPH BONNEVILLE – 50 ЛЕТ

Спросите, при чем здесь соль? Да при том, что существует такой природный феномен – соляные озера. Высыхая, они образуют идеально ровную и твердую поверхность. То, что доктор прописал страдающему от скоростной лихорадки в тяжелой форме: катись в любую сторону в максимальном темпе.

Команда Джонни Аллена и ее сигарообразный рекордный болид

Самый знаменитый из этих «соляных треков» – озеро Бонневиль в американском штате Юта. Здесь бьют рекорды с середины прошлого века! Горячая схватка развернулась в середине столетия: в 1955 году Джонни Аллен разогнался до скорости 309,4 км/ч. Его мотоцикл, построенный конструктором «Сторми» Мангамом, совсем не походил на обычный двухколесный аппарат: узкая вытянутая «сигара», в которой гонщик почти лежал, а за его спиной – лучший в ту пору серийный мотоциклетный мотор: изрядно «пришпоренный» 650-кубовый 2-цилиндровый Triumph 6T.

Рекорд не продержался и года: в 1956 году в Юту приехали немцы, команда крупнейшей в ту пору мотоциклетной компании NSU. На специально построенном аппарате с компрессорным 500-кубовым двигателем они показали 340 км/ч. И тогда Аллен вновь вывел на трассу свою «сигару»: 345,3 км/ч. Его радости не омрачил даже тот факт, что FIM отказалась зарегистрировать рекорд: хронометры не были официально сертифицированы.

Зато смертельно обиделся Эдвард Тернер, главный конструктор компании Triumph и «папа» легендарных британских «твинов». (Хотя официально англичане не поддерживали Аллена, но, сами понимаете, «как не порадеть родному человечку?» То мотор новый подкинут, то намекнут местному дилеру помочь материальноѕ) Обиделся до того, что пригрозил даже уйти изо всех соревнований, проходящих под эгидой «этих чинуш из федерации». Во всех рекламных объявлениях крупно и нагло: «Обладатель мирового рекорда!». Привезенная из США «сигара» красовалась на стенде компании на мотоциклетной выставке. А ровно 50 лет назад, в конце 1958 года, Triumph представил свою самую мощную и скоростную модель – Т120 Bonneville.

От своих 650-кубовых соплеменников (моделей 6Т Thunderbird и Tiger 110) новинка отличалась, прежде всего, форсированным мотором: 46 л.с. (у «братков» – соответственно 34 и 42 л.с.), за счет установки двух карбюраторов Amal Monobloc и алюминиевых головок вместо чугунных (смейтесь-смейтесь, но ведь то было полвека назад). Кроме того, Тернер решительно отказался от установленных на прочих 650-кубовых машинах очень модных в 50-е годы «приблуд» – полуавтомата сцепления и здоровенной «юбки», закрывающей всю заднюю часть мотоцикла. В итоге удалось набрать очень даже недурные по тем временам 188 км/ч, а гонщики-любители с легкостью доводили мотор до 55 л.с. и выжимали все 220 км/ч.

Bonneville оставался в производственной программе компании Triumph до самого ее банкротства в 1983 году (хотя в 70-е передал роль флагмана марки 3-цилиндровому Trident). А новый хозяин, Джон Блур, поначалу заявлял: «Нет ностальгии! Будем выпускать только ультрасовременные машины!» Но куда же он от запросов рынка скроется? И в 2000-м году дебютировал ретро-байк под легендарным именем Triumph Bonneville.

Как же они похожи внешне и насколько разные внутри! Полсотни лет не прошли бесследно. Если в вертикальной «двойке» 50-х годов нижние распредвалы и привод верхних клапанов (всего по два на цилиндр) длинными штангами, то у современной – два верхних распредвала и 4-клапанные головки. А что там за цилиндрами? Полагаете, карбюраторы? Да нет – здесь система впрыска топлива, но замаскированная под добрые старые Amal’ы. 4-ступенчатая коробка передач полста лет назад располагалась в отдельном блоке. Хотя на картере нынешнего Bonneville тщательно изображены отдельные крышки двигателя и КП, на самом деле силовой агрегат – моноблочный.

Конечно, современный мотоцикл мощнее: 68 л.с. Но если учесть его рабочий объем (865 смз), то удивимся незначительному приросту «литровой» мощности: 78,6 л.с./л против 70,9 л.с./л у предка. Да, тогда Bonneville чуть ли не в спортбайках ходил, а сейчас он – услада пожилых джентльменов, которые все в этой жизни поняли и никуда не торопятся.

Рама... Откроем грустную тайну: Тернер был двигателистом от Бога (проектировал силовые агрегаты даже для роскошных автомобилей Daimler), но ходовая у него не получалась. Так что у Triumph Bonneville образца 1959 года – лучший в мире двигатель и очень посредственное шасси: хлипкая одинарная рама, подвески, заслуживающие лишь определения «так себе». Ситуация коренным образом изменилась лишь в 1963 году, после коренной модернизации машины. Берт Хопвуд, еще один гений британского мотопрома, спроектировал совершенно новое шасси: мощную дуплексную раму, кардинально усиленный маятник и новую

телескопическую вилку.

Современный Bonneville в устройстве ходовой части вызывающе архаичен и максимально приближен к оригиналу (к счастью, образца 1963 года): спицованные колеса, стальная трубчатая рама, «обычная» вилка спереди и столь же традиционная, с двумя амортизаторами, задняя подвеска. Поклонники старины могут сожалеть лишь об одном: напряженность дорожного движения за полвека возросла во много раз, поэтому на обоих колесах – дисковые тормоза.

Подарок к юбилею модели сделали известный актер (и мотопутешественник) Эван Мак-Грегор и фирма по производству мотоциклетной одежды и аксессуаров Belstaff. Они разработали две версии Triumph Bonneville, в которых ретро-нота звучит еще пронзительнее. Мак-Грегор создал свою версию как трибьют легендарному актеру 60-х годов Стиву Мак-Квину – тот тоже был преданным поклонником мотоциклов британской марки.

...А моторы Triumph – уже в спецификации Bonneville – еще не раз устанавливали рекорды на озере Бонневиль. В 1961 году Билл Джонсон разогнался до 361,5 км/ч – и на этот раз рекорд был признан FIM. А в 1966 году Боб Леппан на аппарате с двумя моторами Triumph выжал 395,3 км/ч. В те годы броские имена просто так не присваивали.

Подпишитесь на «За рулем» в