Бумеранг вернулся в штаты
Факт налицо: если еще несколько лет назад законодателями мод в кастомайзинге считались американские мастера (и, в общем-то, совершенно заслуженно), то сегодня их лидерство уже не настолько безоговорочно. Да чего уж там, даже сами американцы начинают понемногу это признавать. Это ж какому медведю надо сдохнуть за горой, чтоб такое случилось!
Комментируя сложившуюся на американской кастом-сцене ситуацию, Майкл Лихтер проводит интересную аналогию с явлением, известным в истории рок-музыки как «Британское вторжение» (British Invasion). Ритм-н-блюз и рок-н-ролл, которые в 50-х лавиноподобно распространились из США по всему миру, вернулись бумерангом в Америку в 1964-66 годах вместе с The Beatles, The Rolling Stones, The Yardbirds и иже с ними. Творчество «вторженцев», в свою очередь, оказало влияние на американскую рок-музыку того времениѕ Похожая петрушка, считает Лихтер, происходит в наши дни с кастомайзингом. Что же, теория, как минимум, красивая.
Ее автор вправе проводить такие параллели – музыка когда-то занимала не последнее место в его жизни. В молодости он слыл неплохим джазовым барабанщиком и одно время даже зарабатывал себе на хлеб, играя в группе, исполняющей би-боп. Все изменилось в 1977 году, когда Майкл повесил барабанные палочки на гвоздь и пустился в свой первый транс-американский вояж на только что купленном с рук Harley-Davidson Shovelhead 1971 года выпуска. В путешествии он начал фотографировать байкеров. В течение последующих нескольких лет снимки с запечатленными эпизодами из жизни ковбоев и мотоциклистов принесли автору признание. Он начал выставляться как профессиональный фотограф, и его работы неплохо продавались. В числе покупателей не только частные коллекционеры, но и серьезные учреждения, как, к примеру, Французская национальная библиотека в Париже.
Фотографии Майкла Лихтера начал публиковать журнал Easyriders, а ровно через десять лет после первого мотопутешествия (уже с контрактом с этим изданием в кармане) он отправился в свою третью поездку в Стерджис. С тех пор слова «Лихтер» и «Easyriders» – как «Ленин» и «партия». В том же 1981 году, после того как его персональную выставку в Дублине бойкотировала ирландская Лига благопристойности, Майкл разочаровался в «мире искусства», отказался от публичных экспозиций и целиком посвятил себя коммерческой фотографии. Услугами его студии в Боулдере, штат Колорадо, пользовались в том числе и гиганты, назовем только одного – IBM. Снимал он и рекламу для представителей американской кастом-индустрии: Big Dog Motorcycles, American IronHorse, Perse Performance, Weld Wheels, Legend Air-Ride.
Сегодня в активе фотографа и публициста Майкла Лихтера около тысячи статей для Easyriders, книги «Sturgis», «Choppers: Heavy Metal Art», «Top Chops», «Billy Lane: Chop Fiction», «Arlen Ness: The King of Choppers». В 2000 году он вернулся к публичным экспозициям и с тех пор ежегодно организовывает тематические выставки, которые пользуются неизменным успехом у публики, неровно дышащей к кастомайзингу. Тем более, что Лихтер взял за правило одалживать интереснейшие мотоциклы для украшения интерьера своих мероприятий у самых именитых мастеров. И те, не будь дураками, охотно идут ему навстречу.
One World Choppers – седьмая подобная экспозиция. Ее особенность в том, что на этот раз, кроме мотоциклов (по замыслу организатора, их подборка должна символизировать «кастом-интернационал»), выставлялись не авторские фотоработы Майкла, как обычно, а живопись и графика «импортных» художников, окучивающих мотоциклетную тему. А таких, как оказалось, не так мало – здесь вам и голландец Дакмен (за псевдонимом «Человек-Утка» скрывается известный «3D-кастомайзер» Марк ван дер Квак), и немец Михаэль Кнеппер, и канадцы Марк Лакурсьер (он же «Мотор-Марк») и Мэнон Элдер.
Хотелось бы высказать мысль о том, что, как бы красиво ни звучали лозунги о всеобщем единении и, туды его в качель, глобализме, мир кастомайзинга долго еще будет сохранять однополярность. А потому и получается, что вливание в американский кастомайзинг извне носит зачастую радикальный характер – многие мастера просто-напросто собирают на родине манатки и покупают пресловутый «уан-уэй-тикет» – «билет в один конец», по-нашему. И «конец» этот – разумеется, США. Такой выбор сделали в свое время Джон Рид, Сирил Хьюз, Рикки Баттистини, Чика, Синья Кимура, Рассел Митчелл. И наверняка бог весть сколько еще кастомайзеров «единого
мира» втайне о том же подумывают.