Вперед, старина!

ВПЕРЕД, СТАРИНА!

Целый год старичок – он 1955 года выпуска – пылился в гараже, ожидая своей участи. Вокруг него скопился «хлам» – баки, седла, крылья, другие детали. Сформировалась странноватая идея – совместить современные узлы (дисковые тормоза, стартер, 12-вольтное оборудование) со старым–добрым нижнеклапанным движком и вписать во все это бак и седло от Harley-Davidson WLA 42. Почему нет – «американец» тоже древний и легендарный...

Только на собственные силы полагаться не стал – большую часть работ доверил профессионалам. Виктор Завьялов, в прошлом конструктор ирбитских мотоциклов, а сейчас известный кастомайзер, загорелся моей идеей. Для начала разрезали и на 15 см удлинили раму. Переднюю ее часть подогнали под форму и нешуточные размеры «валуевского» бака. Изменили угол наклона рулевой колонки. Задние же «свечки» оставили такими, как были. Хотя их амортизаторы и устарели, но как не сохранить «первоисточник» – уж очень они стильные. И потом, у кастомайзеров до сих пор в почете именно «свечные» рамы.

Переднюю вилку собрали из «ураловских» деталей. Ее подвижные части взяли от «Вояжа» – на них есть крепления для суппорта дискового тормоза. А вот кожухи полностью самодельные. Крылья тоже из «ураловских», но это интерпретация темы. С обоими пришлось попотеть – ведь «заточены» под 19-дюймовые колеса, тогда как диаметр новых – всего 16. Чтобы крылья «съежились», сделали надрезы по всему их периметру, а потом сварили.

Двигатель перебрали, но не стали вносить никаких новшеств. Зачем менять то, что проверено годами? Если уж мотор дотянул до сих пор и почти не износился, значит, ему предстоит еще долгая жизнь. На впуск установили чешские карбюраторы Jikov с диффузорами диаметром 26 мм, а также воздушный фильтр конструкции нынешних ирбитских умельцев. Все шестерни и валы КП заменили теми, что в коробке «Урала-Волк». Приварили к ее корпусу кронштейн для крепления электростартера. Рама стала длиннее – пришлось удлинить и кардан. Глушитель изготовили из труб небольшого диаметра. Они не пустые – внутри компактные глушащие сетки. Звук получился шикарный: глубокий бас, но громкостью он не разрушает барабанные перепонки.

После установки 12-вольтового «ураловского» генератора пришлось заменить все те лампочки и реле, что работают от напряжения в 6 вольт. Вместо старого прерывателя с ручным изменением угла опережения зажигания установили чуть более современный, опять же «ураловский».

На переднем колесе дисковый тормоз Brembo с армированным шлангом. На заднем остался штатный, но с «доведенным до ума» барабаном. Оставить его без изменений нельзя: тот, что был на «старичке», норовил завершить торможение уже позже препятствия. Эта беда – следствие низкого качества изготовления: форма поверхности, о которую трутся колодки, далека от цилиндрической, вот и цепляются фрикционные накладки за барабан лишь кое-как. После доводки барабана тормоза заработали как надо.

Руль согнули в стиле «Харлеев» 50-х годов – с ним мотоцикл выглядит интереснее. Фару, задний фонарь, сигнал и поворотники позаимствовали у ЗИЛа-157. Эти стильные штучки не зря любимы российскими кастомайзерами – они придали аппарату особый шарм. И увенчал композицию механизм ручного переключения передач с длинным рычагом – вещь стильная и отнюдь не бесполезная: этот узел избавляет водителя от обычного «развлечения» владельцев «Уралов» на светофоре – мучительного поиска «нейтрали». Теперь все делается одним взмахом руки... Седло – точная копия того, что на WLA 42 – его повторили до мелочей и обшили добротной кожей.

Имя мотоциклу – Old Friend, «Старый друг». А другу, как бы стар он ни был, не дело пылиться в гараже. Старина со мной на всех байкерских тусовках.

Общие данные: длина – 2320 мм / ширина 1040 мм / высота по седлу – 700 мм / дорожный просвет – 120 мм / объем бензобака – 17,5 л. / Двигатель – М-72, 1955 г.в., рабочий объем – 750 смз / диаметр/ход – 78 х 78 мм / мощность – 22 л.с. / переделан маховик для работы со стартером / прерыватель – от «Урала» / карбюраторы – Jikov / воздушный фильтр и глушители – от КБМТС, г. Ирбит. Трансмиссия: механизм сцепления – штатный / КПП – все валы и шестерни заменены на «волковские», к корпусу приварено крепление для стартера / изготовлен ручной привод переключения передач / карданный вал – удлиненный / главная передача – «девятка». Ходовая часть: рама – удлинена на 150 мм и доработана изменен угол наклона рулевой колонки передняя вилка – из деталей штатной и «Урала-Вояж» / траверсы – от КБМТС / задняя подвеска – доработанные и облагороженные «свечки» М-72. Навесное оборудование: бак, бардачки, приборная панель – доработанные детали от H-D WLA 42 седло – самодельное, копия H-D WLA 42 / пружины – от «Бурана» / руль, подножки, ручки руля, задний багажник и др. – от КБМТС. Тормоза: передний – дисковый Brembo от «Урала-Вояж», с армированным шлангом / задний – штатный, с «доведенным до ума» барабаном. Шины: передняя и задняя – «волковские» Mitas 130/90-16’’. Электрооборудование: 12-вольтовый генератор «Урал» / стартер – от «Оки» / фара, указатели поворотов, стоп-сигнал, звуковой сигнал – от ЗИЛ-157, доработанные и отхромированные.

Алексей УРЕНЕВ,

г. Тюмень,

фото автора

и Виктора ЗАВЬЯЛОВА

Подпишитесь на «За рулем» в