По высоким меркам эскимосов
В языке эскимосов две тысячи определений состояния снега. Надо думать, неспроста: в компетенции обитателей белых пустынь по части знания особенностей предмета сомневаться не приходится. Доверяют им и крупнейшие производители снегоходов: в их модельных линейках по 30–40 разновидностей.
Может, на взгляд жителей северных просторов и маловато, и есть над чем работать, однако и нынешнее разнообразие ассортимента вводит в замешательство покупателя. И зачастую он становится заложником продавцов-консультантов (часть из них – не эскимосы). А те, перебирая варианты, вольно или невольно могут предложить «не ту» модель.
И куда податься за советом? В сторону специализированной прессы, незаинтересованного источника информации. Многие производители, отдадим им должное, роль СМИ понимают правильно и предоставляют возможность оценить результаты своих трудов. Но важно сравнивать их с результатами других. В чью-то умную голову пришла гениальная мысль собирать в одном месте журналистов, чтобы дать им возможность все, что сотворено изготовителями за отчетный период, посмотреть, пощупать, покататься, задать вопросы – в конце концов, сопоставить достоинства техники и вывести суждения о ней. Наш «респект и уважуха» тем, кто придумал Snow Shoot – фестиваль снегоходов. Последний провели в сказочном месте – Национальном парке Rocky Mountain, штат Колорадо, США. Природные условия: высота – от 2500 метров над уровнем моря, снег здесь лежит долго и его много – специально подготовленные трассы и целина с «глубиной покрытия» метра полтора, горные склоны разной крутизны, негустой лес – по нему так здорово «чертить зигзаги»!
Техники опробовали много и «в живую», так что информация – из первых рук. Однако при всем стремлении быть объективным рассматривать все нижеизложенное как суждения универсальные не стоит: я, например, быстрее 150 км/ч на снегоходе ехать не могу – страшно мне, понимаете ли. Мои выводы, скорее, для «средней руки», то есть, самой массовой группы пользователей.
Прежде, чем перейти к новинкам, несколько слов об общих для всех тенденциях. Маркетологи направляют творческую мысль своих конструкторов на повышение уровней экономичности, экологичности, энерговооруженности, управляемости, комфорта для пилотов. Однако все складывается так, что каждый производитель, в силу специфических для него обстоятельств на рынке, по своему расставляет приоритеты. Так что общих тенденций сегодня нет. Что, может, и хорошо: снегоходы достаточно отчетливо своеобразны – и проще выбрать «под себя».
ARCTIC CAT.
Главной новинкой сезона надо считать появление 177-сильного двухцилиндрового турбированного четырехтактника. Радикально решена задача энерговооруженности. «Вживлением» механической турбины в уже зарекомендовавший себя Z1 (1056 смз) удалось добавить движку аж 54 «лошадки». Более мощных моторов пока никто на снегоходы не устанавливает. Поначалу его получат туристические модели – TZ1 Turbo LXR и TZ1 Turbo LXR Limited, а также «экстремальная» F-серия – Z1 Turbo и Z1 Turbo Limited. Если мотив установки мотора такой мощности на F-серию еще понять можно (на то она и «экстремальная»), то появление его на «туристе» воспринимается как странность. Скажу так: Z1 Turbo ориентирован на тех, кто уверен, что совладает с брутальной мощью и диким подхватом. На этом снегоходе пилоту придется работать – работать без прохладцы, по-настоящему, и руками, и корпусом. Я не из числа пахарей – мне на ходу поглазеть бы по сторонам. Но что получил, когда пересел на TZ1 Turbo LXR? Малейшее неосторожное обращение с огнем, то есть газом – и по сторонам уже не посмотришь. Нет, я не против запаса мощности на туристическом снегоходе, но пусть он будет с несколько иными характеристиками – плавнее, мягче.
Чтобы улучшить условия комфорта, компания разработала Vertical Speed Bar System (VSB) – вертикальную регулировку руля с 12 фиксированными положениями. Постепенно такими рулями начнут оснащать все снегоходы, начиная с самых дорогих. Отмечу как достоинства модели новую систему реверса, которая появится на двигателях объемом 800 и 1000 смз, и две гусеницы: Power Claw и Cobra. Средства доработки подвесок, варианты раскраски – в ассортименте.
BRP
. Канадская компания силами своего специализированного моторостроительного подразделения Rotax успешно внедряет в снегоходы четырехтактные двигатели. Но и не пренебрегает достоинствами двухтактных. В новом сезоне для потребителей подготовлены Rotax 4-tec 1200 (130 л.с.) и Rotax 600 H.O.E-Tec. Если с первым все понятно по его названию, то о втором расскажу подробнее. Двухцилиндровый двухтактник оснащен передовой системой впрыска топлива с электронным управлением. Австрийским инженерам удалось не только снять с 593 смз 115 л. с., но и изрядно умерить его «аппетит» к горючему: производитель обещает расход около 12 л/100 км! Трудно себе представитьѕ По разным источникам, этот мотор получат несколько моделей кроссово-экстремальной серии MXZ, горные Sammit’ы, спортивный GSX и туристический GTX LE. Четырехтактник тоже собираются применять достаточно широко, но он пока не попадет на горные модели.
Видимо, в силу его некоторой «задумчивости» – «природной» особенности четырех тактов. На этих узкоспециализированных снегоходах задержка реакции на «команды» пилота не приемлема. Итак, план: четыре модели MXZ-серии, одна GSX и одна туристическая – GTX SE. На «туристе» довелось покататься. Ну, что сказать? Роскошный аппарат! «Хайтековский» угловатый дизайн, конечно, на любителя, зато едет прекрасно! Управление, забота о водителе и пассажире, дополнительное оборудование – высший класс! На фоне борьбы за экономичность и экологичность новые разработки в области комфорта не кажутся столь же значимыми. Хотя... Например, новый электромеханический привод включения заднего хода – вроде пустячок, а практично. Он и удобен (кнопочка – не рычаг), и сам узел легче. Или другое – новая задняя подвеска. Прочувствовать всю ее прелесть можно только собственной спиной. Разница по сравнению со старой существенная – я сравнивал.
POLARIS.
Продолжается победное шествие 800-кубового 2-тактного двигателя Liberty 800 CFI: электронно-управляемый впрыск и жидкостное охлаждение позволяют снимать с него 154 л.с. Этот мотор вживили в кроссовер премиум-класса 800 Dragon Switchback, спортивный 800 IQ Dragon SP, а также в первенца подкласса «фрирайд» 800 Assault RMK. Этот «попрыгунчик» показал, что пройдет везде. Создавалось впечатление, что не райдеры-испытатели нащупывают пределы его возможностей, а сам он проверяет журналистов на прочность. На машине амортизаторы Walker Evans: ход передней подвески – 254 мм, как у кроссоверов, задней – 368 мм. Особенная в снегоходе гусеница: при стандартной для Polaris ширине в 15 дюймов (38,1 см), ее длина – 146 дюймов (371 см), высота «снегозацепов» – 2,125 дюйма (5,4 см). Еще один немаловажный штрих – расстояние между лыжами: оно регулируемое, и максимально их можно расставить на 110,5 см, что на 2,5 см больше, чем у самых экстремальных спортивных моделей. Ветровичок черного цвета от машины премиум-класса Dragon недвусмысленно дает понять о «благородных кровях». И обязан подчеркнуть: только подготовленный райдер сможет полностью раскрыть заложенный в Assault потенциал.
Еще одна новинка – Widetrak IQ – просто обречена на успех в России. Судите сами: широкогусеничный утилитарник с четырехтактным двухцилиндровым двигателем мощностью 80 л.с.. Давайте разберем достоинства модели по порядку. Начнем с главного, о чем, собственно, говорит название снегохода – «широкая гусеница». Действительно, 20 дюймов (50,8 см) при ее длине в 156 дюймов (396 см) создает настолько огромную площадь контакта, что «утопить» Widetrak невозможно – проверил на собственном опыте. Катаясь на нем, я «летал» и «ползал» по целине, забирался в густой лес – и каждый раз поражался, насколько мелка глубина следа. Останавливался, сдавал назад, проезжал вперед, снова назад – след оставался такой, будто снега насыпано сантиметров пять. В какой-то момент я даже засомневался: все-таки 330 кг! Вылез из-за руля и сделал шаг в сторону от снегохода... Обратно карабкался на него, как на бортик бассейна без лестницы... Двигатель обладает хорошим крутящим моментом, и к Widetrak’у можно цеплять хоть груженые сани. Он экономичен – запаса топлива в 54 литра хватит на много километров пути, что при наших расстояниях не пустяк. В базовой комплектации много приятных и полезных «штучек»: электростартер, реверс с понижающим режимом (это помимо обычного), многофункциональный дисплей, подогрев ручек водителя и пассажира, регулируемая спинка сиденья, розетка на 12 вольт.
YAMAHA.
К сезону 2009 инженеры концерна в основном сосредоточили свои усилия на том, чтобы повысить уровень комфорта водителя. Разработана новая геометрия передней подвески, существенно модифицирована задняя. Так, на спортивный «снаряд» FX Nytro RTX будут устанавливать передние амортизаторы Fox FLOAT, стабилизировать снегоход сзади будет система Dual Shock Pro. Кроссовер FX Nytro XTX получит заднюю подвеску с двумя регулируемыми амортизаторами Dual Shock CK144.
Может показаться, что в снегоходном подразделении Yamaha почивают на лаврах – ведь заметили наверняка, что работают главным образом с подвесками. Это не так – не почивают. Подвески – один из краеугольных камней конструкции снегомобиля. Разнообразнейшая специфика покрытий (вспомните эскимосов) и большущая амплитуда отрицательных температур – такие вводные инженеров любого уровня загонят в тупик. Но только не ямаховских! Подвески у них получились очень и очень приличные. Посмотрите на фотографии: какие мы выделывали прыжки и приземления! А зубы и позвоночник остались в целости и сохранности. Души – полные восторга.