Сезон с «пауком»

СЕЗОН С «ПАУКОМ»

Случайно обнаружил похожую модель в каталоге: у Peugeot она называется Speedfight. Машинка популярна в Европе и производится до сих пор аж с 1996 года (а в современном дизайне – с 2000-го). Так что весь этот «колхоз» с двойными фарами, всевозможными щиточками и решеточками, комбинированной раскраской выдумали вовсе не китайские копиисты-умельцы, а европейские, представьте себе, дизайнеры. Единственное, что привнесли конструкторы (или реконструкторы?) из Китая, – заменили экстравагантную длиннорычажную вилку обычным «телескопом». Причем неплохим: работает вполне сносно (для скутера), с нею управляемость в виражах весьма неплоха. Это могу утверждать теперь с уверенностью – к концу сезона скутер пробежал больше 6000 км.

До последнего времени я с антипатией относился к 4-тактным моторам на «полтинниках» – несколько ранее протестированных моделей оказались вялыми, медленными, и в поездках на них по московским улицам реально приходилось беспокоиться за собственную жизнь. Иное дело 2-тактники – резкие и «живые».

Но вернемся к моему «китайцу».Называется модель Huatian Spider 2 (HT50QT-25). А Spider, если перевести (не с китайского – английского) – «паук». Надо сказать, компания-производитель хорошо «замаскирована»: у бренда Huatian голландская «прописка», в Китае же именуется Zhejiang Jinlang Engine Co., Ltd. В рекламном буклете скутеры фигурируют под брендом Lintex, судя по значкам сертификации (Е4), они, как товар, нацелены и на США. На наш же рынок ее вывела ярославская компания «Бизнес-инвест».

Скутер полноценно двухместный, в него устанавливают 125- и 150-кубовые моторы. Конечно, «полтиннику» излишняя масса вредна, ухудшает динамику хода, зато сидеть на нем просторно и в одиночку, и вдвоем.

Для ног пассажира предусмотрены откидные подножки, а держаться ему приходится за багажник, который в штатном исполнении был невелик и неплох. Но «был», потому что его пришлось переделать: с группой дружественных лиц мы собирались в скутерный дальнобой. Теперь грузить на модернизированный под путешествия багажник можно больше, и для пассажира появились удобные для страхования себя ручки, а также спинка.

Емкость под седлом маловата – сюда едва помещается открытый шлем. Правда, «шмурдяки» влезает вполне достаточно. Я обычно вожу ножной насос, камеру, обширный комплект инструмента, некоторые запчасти (пару свечей, ремень вариатора и трос газа), противоугонную цепь с замком, дождевую защиту. Привычка брать с собой сколько влезет у меня со времен езды на совкоциклах.

Приборная панель – с «агромадным» тахометром, цифровым спидометром (причем цифры высотой около 20 мм), с бесполезным для нас переключателем «мили/километры в час», жидкокристаллическими указателями напряжения и количества бензина в баке, а также пробегами общим и обнуляемым. Отдельной кнопкой можно изменить цвет подсветки (их четыре варианта). Набор контрольных лампочек: низкого уровня топлива, разряда аккумулятора и с символом «масленка». О чем индицирует последняя, поначалу было неясно, поскольку лампочка загоралась при включенном зажигании и через несколько секунд гасла. Вы моментально вспомните, что так работает указатель уровня масла в маслобаке у скутеров с двигателями 2Т. Но что она показывает здесь? Это оставалось загадкой, пока однажды в путешествии она не загорелась на ходу. Естественно, тут же остановились, стали проверять уровень масла – он оставался в норме. Так и поехал с горящей лампой – счел, что это глюк. Через какое-то время лампа погасла, и о ней забыл. Она опять загорелась много позже. Помню, случайно посмотрел на одометр: пробег аккурат перевалил 2000 км. Пришла догадка (и впоследствии она подтвердилась): лампа загорается каждую тысячу км, напоминая, что пора на ТО – менять масло.

Еще одно электронное чудо – светодиодный задний фонарь со стоп-сигналом. В штатной комплектации модель лишена дистанционного пуска двигателя и «противоугонки» (что стало чуть ли не элементом стандартной комплектации «китайцев»). Лично я не считаю это недостатком.

Необычна конструкция воздушного фильтра: вместо поролонового элемента в нем пластмассовая перегородка со вклеенным бумажным фильтром. Аккумулятор убран под запирающийся лючок, под ним найдешь и место для мелочевки. Я в этом бардачке вожу набор для ремонта бескамерных шин и запасной коммутатор системы зажигания.

О тормозах. Примечательно, что задний – дисковый. Диски – и те, что спереди, и те, что сзади, – с вырезами (причем их форма «пижонистая»): такие лучше очищаются, вентилируются, а в большие прорези можно продеть противоугонный замок.

Ограничитель давления на «передке» заставляет нажимать на тормоз «конкретно», как на скутерах с «барабанами» и «закисшими» тросиками. Этот ограничитель на асфальте, действительно, делает невозможным юз колеса, но и на асфальте с песочком с ним заблокируешь колесо не сразу. Поначалу мне он не понравился – после дня интенсивной езды по городу болели перенапрягшиеся кисти. Задний тормоз также считаю излишне тугим, к тому же практически без свободного хода рычага. И я не почувствовал «злобности» тормозов, невзирая на то, что они включают двухпоршневые скобы. Тем не менее, когда приходилось время от времени пересаживаться с «Паука» на другие китайские скутеры, на всех них чувствовал слабину тормозов. «Паучьи», выходит, получше... Хорошее видится в сравнении...

Передний щит со световыми приборами, считаю, смотрится выразительно, в фаре две галогенки по 35 Вт – ночью они светят просто супер! Шины – 12-дюймовые, широкие (130/70), с современным «волнистым» протектором. Кстати, он на удивление неплохо «цепляется» на грунте – гораздо лучше, чем можно ожидать. Но самое примечательное из ходовой части – два «рюкзачных» амортизатора (правда, «рюкзачки» очень маленькие, как бы детские).

Чего нет на скутере – клавиш «стоп двигатель» и включения «аварийки». Впрочем, на «полтинниках» они встречаются нечасто.

Первые ездовые ощущения подтвердили скепсис по отношению к моторам 4Т: аппарат тупит, он тихоход. Под гору и с ветром в спину разгонялся до 55 км/ч, а по ровному и «без паруса» шел 45–50, при этом обороты не превышали 5000. Решал проблему комплексно: «снял» по одному грамму с каждого грузика, установил 63-кубовую поршневую, которая к скутеру предлагается как бонус. Не скажу, что машинка сразу стала «валить», но, по крайней мере, стабильно шла 58–60 км/ч. А к концу пробега (ехали из Рыбинска на Селигер и обратно по Ярославской, Тверской, Новгородской и Вологодской областям, на круг – более 1600 км) и вовсе разбежалась до 65 км/ч.

Пара слов об эпизодах пробега, во время которого проходила обкатка «Паука». Я ехал вдвоем с дочерью «за плечами», мы везли еще и рюкзак на багажнике. Путешествовали неделю. Максимальный дневной перегон составил 483 километра. Вот уж никогда не подумал бы, что на скутере это возможно. Более 500 км преодолели не по асфальту, несколько десятков и вовсе по лесным тропинкам, где автомобили давно не ездили. Нагрузка на технику в таких условиях, сами представляете, еще как приличная, и мне все время казалось, что сейчас что-нибудь «крякнет». Но не дождался.

Позже я улучшил рекорд – проехал за 11,5 часов 530 км. Летом и осенью еще пару раз съездил из Москвы на Селигер, в Рыбинск.

Но не только ездой было наполнено общение со скутером. Проводил плановые ТО каждые 1000 – менял моторное масло. Дважды, когда скутер начинал «задумываться» при запуске, менял свечи. Сюрпризец преподнесли фары. Нет, со светом тут все в порядке – о двух галогенках по 35 Вт мечтает и иной мотоциклист. После того как перегорели обе, обнаружил, что заменить их совсем непросто. Сначала пришлось снять передний щит, для чего потребовалось открутить ни много ни мало 24 самореза. Затем еще 6 саморезов крепления блока фары. И после этого обнаруживаешь, что пружины, которыми прижимаются лампы к патрону, так устроены, что их правильно установить возможно, только если отклеить стекло и придерживать лампы с другой стороны. Малоприятная процедура, особенно вклейка стекла герметиком. Спасибо производителям хотя бы за то, что при сборке отверстия точно совпадают и лишних деталей не остается... Но через пару дней езды новые лампы снова перегорели. Тут уж невольно задумаешься о «профпригодности» регулятора напряжения. И оказался прав! Неизбежно пришлось установить новый блок с новыми лампами. Несколько тысяч км проехал и, слава богу, хоть эти неприятностей не доставляют.

Бумажный воздушный фильтр оказался и хорош, и плох. Плох тем, что я так и не смог найти в магазинах запчастей на замену. А хорош тем, что дважды продувал его сжатым воздухом – и все, со своим делом справляется. Правда, после последней чистки на рубеже 5000 км «максималка» снизилась на 5–8 км/ч. Видимо, смесь слегка забеднилась. Но это дело поправимое – пыли на дорогах хватает.

Открыл для себя особенность 4-тактников – они очень чувствительны к сопротивлению на впуске. Как-то обнаружил, что скутер «не хочет» разгоняться выше 30 км/ч. Наверное, разобрал бы полскутера в поисках причины, но опытный знакомый извлек сеточку из приемной трубы воздухофильтра, промыл ее – и аппарат побежал «как молодой». Но если сеточку вообще не вернуть на штатное место, скутер бегать откажется. Теперь я еженедельно проверяю, не засорилась ли.

Из явных «ляпов»: мне категорически не понравилось, что в «Пауке» невозможно увидеть и проконтролировать уровень жидкости в тормозных бачках. Еще один «косяк» – более деликатного слова не подберу: распрекрасная приборка, краса и гордость скутера, на жаре может выкинуть фортель. Иногда на дисплее появляется черная клякса и разрастается на все табло. Потом постепенно сворачивается.

Как-то три недели не подходил к скутеру – и полностью разрядилась аккумуляторная батарея. Хорошо, что мотор почти сразу запустился с кика, не то я запустил бы в «Паука» гнилым яблоком. Показания одометра после возобновления энергоснабжения сохранились, но часы пришлось переустанавливать. Мелочь? Можно пережить? Можно, но я не люблю котлеты с мухами. С пауками тоже. А они встречались еще не раз.

На переднем щите отлетел крючок «под авоську», на чехле сиденья появились «морщины от старости». Но ведь еще рановато им появляться! Лопнула пара ушек крепления облицовок.

Но для своего «класса» – китайской техники – скутер в общем-то неплох. Хотя бы потому, что экономию средств приносит потрясающую: на 100 рублей за горючку можно проехать более 200 км (ну, чуток лукавлю, считая только затраты на бензин), и при этом с нагрузкой, когда везу все необходимое для ночевки в полевых условиях. А при каждодневной езде по городу заправляться приходится не чаще двух раз в неделюѕ Так что мое отрицание 4-тактников сменилось на приятие, и строя планы на следующий сезон, всерьез подумываю о дальнобое на 4Т.

На длительные испытания скутер предоставила

ярославская компания «Бизнес-Инвест».

Подпишитесь на «За рулем» в