Аэротрайк
А тут еще внучка напрягает: «Хочу стать горнолыжницей!». На лыжах она стоит – дай Бог каждому, но все равно на гору пускать страшновато – ей ведь только-только исполнилось семь лет. И построил я аппарат, на котором буксирую ее по снежной целине. А если снега нет, катаю как пассажирку.
Большинство деталей и узлов набрал на армейских и авиационных свалках. Например, двигатель – он когда-то очень давно «возил» самоходную 85-миллиметровую пушку СД-44. По сути, это тот же мотор, что и у мотоцикла М-72. Надежный, тяговитый... Пушка ползала медленно, а броня закрывала двигатель от встречного потока воздуха. Чтобы не перегревался, военные конструкторы оборудовали его принудительным охлаждением: коленвал вращает вентилятор – как на скутере. Пушке генератор не нужен – вместо него магнето. Оно выдает очень мощную искру, но самое ценное его достоинство в том, что оно несравнимо надежнее штатного прерывателя М-72. И еще одно отличие от М-72: компактный глушитель установлен перед мотором. Единственное, что меня не устраивало в двигателе, – то, что он работает с двумя карбюраторами. Чтобы их синхронизировать, нужно быть гением. Я свои таланты оцениваю скромно, потому сразу оба «списал», а установил один карбюратор от «Оки». Чтобы зимой не обмерзал, подвел к нему теплый воздух от левого цилиндра. Кстати, даже летом тепленькое мотору «кушать» приятнее – работает получше.
Переднюю часть рамы сварил из куска рамы «Урала», для задней части использовал все, что было под рукой. Смешно слушать, как самодельщики мучаются, пытаясь вписать в «Урал» колесо шириной 200 мм! Ширина заднего колеса на моем аппарате составляет миллиметров 600–700 – в зависимости от того, сколько воздуха в него накачать. Как это удалось сделать? Да просто: на авиационной свалке нашел угловой редуктор от хвостового винта вертолета МИ-1. Конструкция настолько массивная и прочная, что колесо удалось подвесить консольно. Вы, конечно, сообразите, что передаточное отношение редуктора слишком мало, а ведь еще нужно авиационный агрегат соединить с двигателем...Сделал не хитро: соорудил цепную передачу из «ижевской» цепи и самодельных звездочек.
Зеваки часто донимают: где взял столь шикарные камеры для колес? Какие только предположения не высказывают! А все проще пареной репы: на той же свалке подобрал камеры от шасси самолета. Для переднего – от АН-2, для задних – от ИЛ-76. У самолетов положено менять покрышки вместе с камерами после 200 посадок. Но в том и фокус: если по авиационным меркам шины изношены на 101%, то камеры почти всегда чуть ли не в идеальном состоянии! Они из такой резины, которая попрочнее иного протектора. Камеры я закрепил полосами от транспортерной ленты на легких самодельных дисках, сваренных из труб. С задним же не все сразу получилось, ведь оно должно еще и «грести». Вначале колесо сделал «одинарным», но как только оно наезжало на рыхлый снег, трайк сразу закапывался. Попробовал по-другому – сдвоил пару колес. Однако в первой же поездке между ними набились комья снега, грязи, камней... И тут вспомнил, как работает транспортер, поднимающий вверх сыпучие грузы: его лента – с мощными грунтозацепами. Трактор позавидует! Разыскал кусок от списанной ленты, обернул камеры – сказка: гребет, как экскаватор!
При сборке рулевого управления наработки авиапрома не помогли, но тютелька в тютельку подошла компактная рейка от мотоколяски. Вместо обычных наконечников рулевых тяг установил шарниры ШС – они тоже со свалки авиационных отходов. От упора до упора рейки несколько оборотов руля. Понятно, что с мотоциклетным рулем не накрутишься – и другого не оставалось, как установить автомобильную баранку. Но на нее ведь мотоциклетные органы управления не приспособишь. Представьте, что за образина: рулевое колесо с рычагами! И ручкой газа! И все это обмотано троссами!.. Значит, все построим по автомобильной схеме. Педали газа и тормоза заняли место под правой ногой. Но как быть со сцеплением? Левой ногой одновременно давить на педаль и переключать передачи? Это для эквилибриста. Тогда я приварил кусок мотоциклетного руля с ручкой и рычагом к бензобаку! Смешно? Зато удобно!
Посадка на трайке мотоциклетная. Бак и сиденья – от разгромленного М-72, «пожертвовавшего» мне остатки рамы. С водительским сиденьем все просто, а куда усадить пассажира? Над задним колесом – как на мотоцикле? Но получится как на верблюде: высоко, а для внучки и страшновато. К тому же ноги по бокам колеса не свесишь. Мягкие же горбы спереди и сзади не нарастишь... А что если пристроить сидушку сбоку от водителя? Например, справа? Примерил – вроде неплохо, ощущения пассажира – как в коляске мотоцикла.
К вертолетному угловому редуктору прикрепил трубу с кольцом на конце – за него цепляются лыжники. Его специально сместил вбок: во-первых, так лыжник видит дорогу, а во-вторых, если я резко тормозну, он не влетит в заднее колесо, а проскочит мимо. Кстати, тормоз всего один – передний гидравлический от «Ижа», его вполне хватает, чтобы почти мгновенно остановить аппарат.
Подвески у мотоцикла нет – она ни к чему: на малых скоростях камеры прекрасно «проглатывают» неровности. Но на прямых участках нужно себя контролировать: быстрее 60 км/ч разгоняться опасно – аппарат начинает подпрыгивать. Может, авиационные узлы вспоминают свою молодость и рвутся в небо?..
Стихия моего трайка – целина, в том числе и такая, по которой никто не проедет. В очередной раз он продемонстрировал свои достоинства в конкурсе внедорожников. В одном из соревнований устроители предложили конкурсантам провести свои машины по жуткой грязи. Все 39 вездеходов увязли! Организаторы – ко мне: выручай! Докажи, что проехать все-таки можно... Лица владельцев крутых и крутейших внедорожников вытянулись, когда мой аппарат, шутя, проехал через «топь»! Потом меня и мотоцикл отмывали из брандспойта... холодной водой!!! Ну да мне не привыкать – я старый аэросанщик.
Валерий КУКИН