Искусство высшего пилотажа
СУШИТЕ ГЛИНУ. Президент Мотофедерации России Александр Нифонтов на дни подготовки и проведения соревнований «прописался» в московском спорткомплексе «Олимпийский». Все нужно держать под контролем, поскольку ставка высока: турнир FMX Masters должен был продолжить в Москве череду соревнований самого высокого уровня с участием спортсменов с мировым именем. Их мнение об этапах во многом формирует имидж России как мотодержавы, вынашивающей планы в недалеком будущем принимать у себя этапы Гран-при по кроссу и MotoGP.
Мелочей не существовало – требовался опыт экспертов. Пригласили специалиста по проведению крупнейших кроссовых мероприятий – президента Orgacom Тьерри Фуше. Его компания – организатор мировой серии по суперкроссу SX Tour. Тьерри сразу разъяснил: здесь и сейчас он не организатор – всего лишь консультант. Однако одними консультациями ограничиться не удалось.
«Тяжелый грунт» – термин, известный строителям, стал понятен и спортсменам. На бетонном полу «Олимпийского» следовало возвести два 6-метровых приемника – точки приземления, самые важные элементы будущего парка. Это не просто насыпать две горки из глины – требовалось создать безопасные склоны. Тут одного умения махать ковшом экскаватора недостаточно. В завезенной на арену сырой глине вязли гусеницы погрузчиков. Даже они! А ведь эти компактные Caterpillar лучше других приспособлены для такого рода работ, и только они способны взбираться на отвесный склон приемника – это около 45 градусов уклона! Но они были бессильны. «А вдруг не успеет высохнуть к пятнице?»
В чем опасность, пояснил ведущий российский райдер Алексей Колесников:
– При разгоне и приземлении важно, чтобы зацеп был идеальный, плотность грунта достаточная, иначе колеса в нем будут вязнуть, а после двух-трех прыжков образуются колеи. Вот это и опасно. В Милане мы вообще прыгали по ковролину – его постелили прямо на металлические приемники. Похоже, и здесь без него не обойтись. Сухой, сыпучий «дёрт» (слово из сленга кроссменов: dirt – «грязь», «грунт») или плотно утрамбованный песок – их, как правило, завозят на арены выступлений фристайлеров. Но сегодня есть то, что есть.
Вместе с Фуше из Франции приехал Маню Тру, фристайлер с огромным опытом. Ему предложили роль главного судьи. Однако и он поучаствовал в обустройстве «прыжковой зоны».
Укладывали настилы из досок, в дело пошли и ковролин, и цемент – целая тонна. Цемент впитал в себя избытки влаги, и за две ночи поверхностный слой грунта на приемниках высох. Можно проводить!
КОМУ «13-Й»? Пошла катавасия с числом «13». В четверг, 13 ноября, ждали прилета спортсменов. Вообще-то, их должно было быть 14, но вдруг кто-нибудь прибыть не сможет? И потом, кому достанется 13-й номер? Из Соединенных Штатов два известнейших гонщика: Тодд Поттер из состава пафосной американской команды Metal Mulisha и Майк Мейсон, постоянный участник мировых серий высшего ранга. Так вот по жеребьевке именно Мейсону достался «магический» номер. Майк отказался вешать на байк «несчастливую» цифруѕ Никто даже не успел отреагировать на отказ: Леша Колесников без колебаний взял номер себе. С «13» у него своя история: пилот выступал на различных соревнованиях в джерси, на котором красовалась надпись: «Lёха #13»... Алексей тренируется сейчас с лучшими итальянскими райдерами из команды Daboot Gang. Последние полтора месяца он провел на Апеннинах и даже принял участие в выступле нии фристайлеров в рамках программы международного мотосалона в Милане, EICMA 2008. Теперь топовый состав Daboot прибыл на FMX Masters в Москву. Вот такой международный обмен.
«МОСКВА» ПРОТИВ «ПИТЕРА». Концепция соревнований долго хранилась в секрете. Нифонтов, Фуше и Тру изобрели особый формат – с российским колоритом. Идея принадлежит Нифонтову. Участников делят на две команды, равные по силе и составу – условно «команда Москвы» и «команда Санкт-Петербурга». Название победителя определит, в какой из российских столиц состоится следующий этап.
Кто и как судил? Маню Тру – главный эксперт по технике исполнения.
– Мы предоставим возможность райдерам продемонстрировать, на что они способны, в течение двух минут или около того. Каждой команде позволено сделать от 6 до 10 прыжков. Главное, чтобы программа выглядела цельно и красиво. Качество и стиль исполнения трюков оцениваю я. Победит та команда, чье выступление поразит и зрителей, и наше жюри, – сказал Тру.
Вот ведь, ему отвели роль ценителя прекрасного, но мастер не чурался поработать лопатой во время постройки фристайл-парка.
ПИЦЦУ ПРИВЕЗЛИ! Трасса готова – участников шоу пригласили ее «пощупать» колесами. Автобус с райдерами подрулил с черного хода – кто в нем?
Как бы ни хотелось, но в нем нет непревзойденного Трэвиса Пастраны. Двух американцев мы уже знаем, с ними два механика. Парни держались особняком, неспешно изучали обстановку и зевали – сказывался утомительный перелет из Калифорнии и смена часовых поясовѕ Пестрая и громогласная итальянская компания. Альваро Даль Фарра – гроза вечеринок, настоящий мачо. Показал и рассказал о себе и своем байке все, что знал, был готов разобрать и собрать его снова – лишь бы было весело и познавательноѕ Массимо Бьянкончини – человек с тысячью лиц, фонтан эмоций, истый итальянец: жестикулирует и отпускает сто шуток в минуту. Серьезен только Ванни Оддерра.
Дани Торрес из Испании – важная птица, наверное, он самый опытный райдер из всех приехавших. С ним Микель Мильеро – нынче в Москве его первое зарубежное выступлениеѕ Французский «иностранный легион»: братья Паже - Томас (младший) и Шарль (старший), с ними Джереми Руане. Шарль и Джереми уже бывали в Москве.
Японец, 31-летний Иго Сато – суровый, немногословный тип. На улице встретишь – ну точно киноперсонаж из якудзы! На самом деле он веселый, добродушный парень. Занимается фристайлом уже 14 лет. Собрал энтузиастов со всей Японии и организовал собственное шоу, завоевавшее огромный успех (благодаря чему получил поддержку завода Yamaha). Дайсе Сузуки гораздо моложе напарника, год назад уже выступал в Москве.
Ну и, конечно же, швед Даниэль Бодин. Удивительный парень! Кроме того, что ездит на мотоцикле, занимается фристайлом на всем, что ездит и скользит – горном велосипеде, снегоходе, сноуборде, лыжахѕ Непоседа, заводной – энергии ему на все не хватает, и Даниэль все время попадает в кадр либо с банкой энергетика, либо с куском пиццы...
Кстати, пиццу привезли! Перерыв на обед.
ЧТО У ВАС, РЕБЯТА, В РЮКЗАКАХ? А как, собственно, весь этот «цирк» перемещается с континента на континент? Ведь это не MotoGP, не мировой «Супербайк» – самолетов для техничек и мотоциклов никто не фрахтует. Пояснил Колесников: райдеры берут с собой в поездки только необходимое – подвеску! Самый тяжелый груз – на месте: представительство Yamaha в России выделило несколько мотоциклов YZ250. Райдеры, ездящие на KTM, при содействии российской мотофедерации получили в свое распоряжение 250SX. Сложнее американцам: Поттер и Мейсон работают только на Honda CR250R, уже снятых с производства. Найти байки помог все тот же Колесников – предоставил именитым гостям два своих тренировочных «си-эра».
– Когда разъезжаем по Европе в автомобилях и поездах, беру с собой свой KTM, – рассказал Альваро Даль Фарра. – Но если приходится лететь самолетом, проще взять только то, без чего не обойтись. Всегда вожу подвеску, руль, стабилизатор руля, сиденье и пластик. Вилка – от Marzocchi, уже настроенная под мой стиль, равно как и задний амортизатор. Руль – в сборе, на нем мои любимые рукоятки и рычаги для выполнения комбинаций с сальто. Пластик по раскраске отличный от любого другого – чтобы все знали, что это мой байк.
Сиденье у итальянца, в самом деле, особенное: обшито антипроскальзывающим материалом, немного расширено по бокам – чтобы удобней было держаться при исполнении таких трюков, как Superman, Scorpion, комбинаций Seatgrab и Hart Attack...
Буквально за полчаса 250SX Альваро превратился в фристайлерский снаряд: механик снял с KTM все, оставил лишь раму с двигателем, а затем распаковал тугие рюкзаки и извлек из них новые амортизаторы, пластик, руль, вилку и еще массу мелочей – тормозные машинки, рычаги и пэгиѕ Американцы привезли даже колесные диски и выхлоп в сборе. Перебортировать покрышки пришлось вручнуюѕ Японцы в целом были довольны предоставленными «базовыми» мотоциклами Yamaha YZ, но все-таки заменили амортизаторы на «домашние».
Японские райдеры держались все время вместе и всячески помогали друг другу – и на площадке, и в «гараже». Дайсе и Иго из одной команды, они и ездят на одинаковых мотоциклах, отличаются машины только настройками. Но двигатели, выхлопные системы, колеса – стоковые.
– Каждый год Yamaha выдает мне по два новых байка. В конце года один из них переходит «по наследству» Дайсе. Второй? Не всегда доживает до конца сезона... – смеется Сато.
ВОСЕМЬ МЕТРОВ... ДЕВЯТЬ МЕТРОВ... Фристайл-парк в «Олимпийском» все оценили на «отлично»: два больших приемника и по две прыжковые рампы – длиной по восемь и девять метров. Почему разные? Оказывается, у каждого свои предпочтения. 8-метровая рампа обеспечивает более высокий взлет, ее устанавливают ближе к приемнику. 9-метровый трамплин позволяет разогнать мотоцикл быстрее, а значит, траектория полета после «толчка» более пологая, точка приземления – дальше. Американцы предпочитают «девять метров», итальянцы – «восемь».
Завтра шоу начинается, но, похоже, прыжковой тренировки так и не будет. Те, кто успел собрать байки, катались по парку, но прыгать не решился никто. Оргкомитет озадачен: переносить тренировки на утро субботы или все-таки провести сегодня, но отложить «на попозже» (а на часах уже семь вечера)?
С чем там возится Томас Паже? Взял в руки кусок глины и принялся лепить из него барельеф. Вот нос, уши, глазаѕ Сейчас француз просто коротает время, но вообще-то творчество помогает ему во фристайле придумывать новые комбинации трюков.
Фотография всех райдеров с девчонками-участницами шоу – на память. А что дальше? Конечно же, на Красную площадь! Автобус ждет!
«ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ». Решение, какой трюк исполнить, каждый фристайлер принимает на старте. Настроиться на прыжок, сконцентрироваться и набрать нужную скорость, затем отрыв, кувырок, приземление... И так в течение двух часов с небольшими паузами.
Простой способ исполнить бэкфлип, если в вашем распоряжении «короткая» 60-градусная рампа: при въезде на нее наклонись вперед, дай полный газ, в момент отрыва переднего колеса отклонись назад и потяни на себя руль. Не получилось с первого раза? Ни у кого еще не получалось. Даже с помощью «Википедии» и видеоуроков от «Школы фристайла». Алексею Колесникову понадобилось больше года, чтобы совершить переворот назад на «полноразмерном» 250-кубовом мотоцикле. Теперь же Леша крутит и такие комбинации, которые не под силу и иным более опытным европейцам. Например, из всей тусовки, собравшейся в «Олимпийском», только Колесников отваживается делать на публике сальто назад с приземлением «без рук».
Первый заезд открыли Микель Мильеро и Дайсе Сузуки, оба из команды «Санкт-Петербург». Испанец сразу же выкатил трюк средней категории сложности Double Seatgrab – это когда райдер в полете оказывается позади мотоцикла, его корпус параллельно земле. На второй рампе Микель решил отпустить свой байк в «свободный полет». Всего на пару секунд, а затем вернулся в седло. Дайсе Сузуки повторил программу испанца и завершил выступление истинно японским трюком Tsunami.
На грунте появились итальянцы из команды «Москва» – Ванни Оддерра и Массимо Бьянкончини. Первый начал с «однорукого индейца». Впечатляющеѕ Однако публика еще недостаточно «разогрета». Неутомимый Массимо забрался на вершину приемника и воззвал к трибунам: даешь поддержку, «Олимпийский»!!!
А вот и выход Колесникова. Holyman – полет, отделившись от мотоцикла. Затем Whip с разворотом мотоцикла на 90 градусов. Для первого раунда вполне достаточно. Если бы это был чемпионат мира, Леша заработал бы 16 очков за стиль и не менее 19 – за технику. Очки присуждаются только за точно выполненные трюки – «как на картинке». У Колесникова они именно такие!
Второй и третий заезды – сложнейшие комбинации из флипов и других трюков «третьей категории» сложности в исполнении признанных мастеров фристайла из Америки и Испании. Поначалу казалось, что команда «Москва» получила преимущество, то после выезда Дани Торреса и Тодда Поттера из «гаража» команды «Санкт-Петербург» все изменилось в момент: многократные победители мировых контестов отобрали у «москвичей» лидерство.
Впервые «Олимпийский» увидел трюки запредельной сложности, вроде «с разворотом на 360». По мировой классификации, они оцениваются высшими оценками – по 10 баллов за стиль и техничность. Поттер продемонстрировал знаменитый «Поцелуй смерти»: в полете на высоте 15 метров над землей, выпрямившись на руках, «поцеловал» переднее крыло своей «Хонды».
Откуда вообще пришло это зловещее название – Kiss of Death? Легендарный «Mad» Майк Джонс впервые исполнил леденящий душу трюк на зимних X Games в феврале 2001 года, за что получил золотую медаль и первое место в номинации «Лучший трюк». Однако придумал его не Джонс, и не в 2001 году. Мотоцикл годом раньше «поцеловал» другой американец – Раян Лейба, один из пионеров FMX. Лейба рассказывал: «Однажды я так кувырнулся с байка, что подумал – вот тут мне и конец: перелетел через руль и уперся шлемом в крыло. Дальше – пустота, помню только, мелькнула мысль: будто смерть поцеловал!..»
САМ ФУШЕ В ВОСТОРГЕ! Последний выезд – традиционный групповой Jam, в нем участвуют все четырнадцать райдеров. Невероятное по масштабу и сложности действо: трюки исполняются один за другим с минимальными временным промежутком и расстоянием между мотоциклами. Чуть не случилось происшествие: Шарль Паже неудачно приземлился, его байк так и остался лежать на вершине холма, сам же француз скатился вниз. При падении Паже-старший повредил связки правой ноги (потому не смог принять участие в соревновании на следующий день – и тогда стартовали 13 райдеров). Буквально через несколько минут Алексей Колесников и Даниэль Бодин пощекотали нервы публике: чудом разминулись в воздухе. Прыгая друг за другом, Даниэль и Алексей выбрали разные стартовые рампы. В полете Колесников «щелкнул кнутом» – развернул байк на 90 градусов, и это замедлило скорость полета. В тот же момент, что и Алексей, Бодин выпрыгнул как из катапульты... Yamaha шведа лишь слегка коснулась пластика россиянина.
– После выступления мы обнялись – все-таки мы везучие парни! А зрители подумали, что все так и было задумано, – прокомментировал Алексей.
Во второй день шоу комбинации исполнялись еще динамичнее, их подбор выглядел более разнообразным. С первого же выхода райдеры исполняли трюки наивысшей категории сложности – и моментально заслужили горячую поддержку зала.
Перед завершением выступлений, пока организаторы готовили приемники к групповому прыжку, Тодд Поттер вздумал пошалить – устроил перед сценой отжиг резины. Тут же к нему примкнули все пилоты – одновременно жгли резину на трех бетонных площадках! В тот момент на сцене выступала группа барабанщиков, полигон подсвечивался зелеными лазерами и красными прожекторами. Искусственных дымов для создания барабанщикам антуража не потребовалось – было достаточно дыма от горящей резины. Трибуны просто визжали!.. Незапланированное «стантовое» шоу заворожило зрителей и организаторов: Тьерри Фуше с нескрываемым восторгом следил за резвящимися райдерами... Но настал момент, и чуть заметным движением руки мэтр дал сигнал маршалам: все готово для финального джема – запускай!
Фристайлеры того и ждали. Без пауз закаруселил каскад самых различных трюков и их комбинаций, в воздухе барражировали одновременно по двое-трое, паузы между взлетами – секунда-две... И вот атлеты приземлились, бросили мотоциклы в кучу и на пике эмоций начали сбрасывать с себя экип. На трибуны полетели джерси, перчатки, очки... Томасу Паже под руку попался углекислотный огнетушитель, райдер дернул рычаг – и вот еще один фонтан заклубил над ареной!..
Представление подошло к концу, участники шоу собрались на сцене.
Алексей Колесников заслужил награду – Кубок за третье место в личном зачете, а также ценный подарок – золотые часы. Заметьте, точно такие же у президента Дмитрия Медведева. У Колесникова они с именной монограммой... и номером «13».
За первое и второе места Кубки получили Дани Торрес и Майк Мейсон. «Торро» самый техничный и стильный!
Куда отправится Adrenaline Rush FMX Masters в следующий раз? В Санкт-Петербург! Когда? В 2009 году. Следите за новостями – их будет много!