Malaguti Spidermax GT500: Можно душу продать!
Во всем он – как полноценный большой байк: 16-дюймовые колеса, тормоза, способные остановить поезд, нетривиальная для скутера конструкция рамы, мощная вилка, габариты, поведение на дороге... Все, кроме двигателя. Только двигатель и трансмиссия выдают в нем скутерную суть.
Spidermax GT500, как истинный итальянец, противоречив во всем – и это его главное достоинство.
Массивные пластиковые облицовки, которые окружают алюминиевую раму-монокок и заднюю (стальную) часть рамы, создают антураж большого тяжелого круизера. Весь «объем» – из пластика. Но достаточно снять передние детали кузова, как моментально понимаешь, что все это – воздух. Скутер моментально «сдувается», будто пушистый кот, промокший под дождем. Вот почему «мопэд» вроде бы огромный, но весит не многим более 200 кг. Хотя выглядит крупнее одноклассников-«японцев». Напомню, сухая масса Suzuki Burgman 650 и Silverwing 600 превышает 220 кг, а самый «спортивный» в категории 500 смз Yamaha T-Max весит 203 кг.
Еще пару слов о «воздухе». Увидишь «дутый» кузов – тянет заглянуть под сиденье, в необъятный «чулан», способный, по инструкции, вместить два интегральных шлема. (Откуда взялась эта единица измерения – определять вместительность багажных полостей шлемами?) Действительно, пара шлемов помещается под седло, но только на них объем и рассчитан: огромный багажник разделен ровно пополам, и получается не одна суперкладовка, а две, в каждую из которых не втиснешь даже рюкзачок с ноутбуком.
Приставка в названии «GT» подразумевает, что аппарат предназначен для длительных поездок. Вместительный «диван» рассчитан на двоих, но Spidermax GT500 понравится прежде всего ездокам-эгоистам. Потому что вдвоем на нем комфортно ехать только по выглаженным европейским автобанам. В российских условиях концепция Duo GT (гранд-туризм для двоих) «не работает».
Рама – сложная конструкция. Передняя часть сборного монокока – из двух половинок, внутри них проходят все провода и шланги. Задняя часть – стальной подрамник, как на мотоциклах (именно на нем закреплено пассажирское сиденье). Из-за многосоставности рама не настолько жестка, как цельная. С пассажиром, если едешь с настройками подвесок Soft, кажется, что заднее колесо «погуливает», особенно в поворотах. Стоит попасть на подмосковную «бетонку» – и пассажир начинает молить о пощаде: задние амортизаторы через раз «пробивает».
Подтянул пружины – перевел настройку на три позиции. Следующему пассажиру езда понравилась. Зато мне она уже не в радость: каждый стык асфальта, каждая выпуклость разметки, каждая ямка «отпечатывались» на позвоночнике. Все же «комфортные» настройки предпочтительней – пусть управляемость не настолько остра, зато ехать приятно... Владельцу «спайдермакса» придется потратить какое-то время на доводку подвесок. Уверен, можно найти компромиссные настройки «для двоих». Либо установить более энергоемкие, полностью настраиваемые газовые амортизаторы.
Сколько «лошадей» при каждом «выдохе» двигателя вылетает в трубу? Подумать страшно! Все это ради того, чтобы соответствовать нормам EURO-3... Огромный глушитель, оснащенный сверхсовременным катализатором, гасит громоподобный выхлоп 459-кубовой «одностволки». Ровный рокот двигателя не раздражает, даже напротив – вдохновляет еще больше «открыться», чтобы все водители, законсервированные в своих автомобилях, даже сквозь затонированные стекла услышали, что где-то рядом едет крутой «итальянец».
Силовой агрегат Spidermax – копия мотора Aprilia Atlantic 500. Специалисты компании Malaguti не стали форсировать движок – ограничились доработкой поршневой, и то только ради того, чтобы повысить ее надежность... «Вопрос из зала»: как же так, заявленная пиковая мощность достигается на оборотах за пределами «красной зоны»? Разработчики уходят от прямого ответа и только дают понять: потенциал для тюнинга мотора есть.
Смог разогнать GT500 до 154 км/ч. Когда дошел до порога «150», скутер будто уперся в стену. Я был настырным – еще некоторое время удерживал полный газ. А Spidermax набирал медленно – по 1 км/ч... Интерес к «максималке» пропал. Сверился с GPS, оказалось, цифровой спидометр – не эталон точности: погрешность в его показаниях – где-то 5%, то есть реальная «максималка» – 146 км/ч. Однако, по-моему, она вполне достаточная для прогулочного аппарата.
Очень мягко, просто прецизионно работает центробежное сцепление: «хватает» мгновенно после «открытия» газа, а «отпускает», как только «закрываешь». С резким сбросом газа эффект торможения двигателем не ощутил. Либо за работой сцепления «следит» какая-то система, разводящая валы, либо итальянцы скомпоновали гармоничный набор грузов и пружин вариатора. В любом случае работа узла экономит уйму бензина.
Особого разговора заслуживает ультрасовременная начинка машины. Двигатель питается при посредстве системы впрыска топлива от Magneti Marelli – с полностью компьютерным управлением. Блок контроля обрабатывает не только сигналы от ручки газа, но и снимает показания с датчиков давления выхлопных газов в глушителе, а лямбда-зонд оценивает содержание кислорода в воздухозаборнике. Но это не знакомая многим система «fly-by-wire»*, а оригинальная разработка. (К слову, та же fly-by-wire стала доступна японским компаниям именно благодаря инновациям компании Magneti Marelli.)
Странно, но все эти технические изыски совсем не ощутимы: временами кажется, что Spidermax со старым добрым карбюратором. Объясню, откуда такое впечатление. В городе скутер невероятно прожорлив – складывается ощущение, будто засорился воздушный фильтр или в баке некачественный бензин: тянет неважнецки. На 11 литрах АИ-95 удается проехать всего 175 км (то есть расход составляет 6,5 л/100 км). Таков побочный эффект работы электроники: топливная смесь постоянно искусственно обогащается, чтобы обеспечить пиковую мощность в любом режиме езды, даже в самом плотном городском потоке.
На загородном шоссе Spidermax преображается: на свежем воздухе на тех же 11 литрах скутер проезжает уже 285 километров. Разница-то какая! Система впрыска работает четко, экономия топлива налицо: 3,8 литра – показатель, сопоставимый с расходом какой-нибудь 125-кубовой японской «табуретки»!
Приборная панель Spidermax GT500 – не для среднего ума. «С налету» без инструкции разобраться во всем многообразии выдаваемой бортовым компьютером информации просто невозможно. Итальянские разработчики и здесь дистанцировались от японских канонов. Хотя с ними несомненно удобнее: больше кнопок – проще управление. Принцип Malaguti назову «револьверным» или, если хотите, «барабанным»: есть только одна кнопка, она расположена на правом пульте (причем так, чтобы ее можно было нажимать, не снимая руки с рукоятки газа, прямо на ходу). Удерживаешь клавишу одну секунду – появляется следующая комбинация цифр, удерживаешь три секунды – высвечиваются опции и настройки... Так и кликаешь кнопку, пока не дойдешь до нужной страницы меню. Я насчитал что-то около 20 базовых комбинаций, а ведь «в теле» почти каждой свои настройки... Удобно то, что можно выбрать нужный вам набор данных. Например, хотите узнать показатель сегодняшнего пробега, время и температуру воздуха – пожалуйста! Или цифровой дублер тахометра и спидометр. Или мгновенный расход топлива, расчет пробега на остатке бензина в баке... И еще те самые два десятка вариантов, которые и не запомнишь. И все – нажатием одной единственной кнопки! Не знаю, испытывали ли итальянцы эту систему, но отвлекаться, кликая во время движения 20 раз одну клавишу, трудно. И опасно.
Тормоза Spidermax GT500 цепкие – мама не горюй! Однако в каких-то ситуациях это достоинство превращается в свою противоположность: к срыву тяготеет переднее колесо. И вот почему. 2-поршневые суппорты с плавающими скобами готовы молниеносно заблокировать оба 270-мм диска. Тормозная система хотя и комбинированная (при нажатии на левый рычаг срабатывают одновременно передний и задний контуры), но ведь АБС нет. И блокировка происходит внезапно – лишь на чуть снизится коэффициент сцепления покрышки с асфальтом. Эту особенность водителю придется учесть, и я тоже постарался максимально снизить риск экстренного торможения.
...Когда пришло время возвращать Spidermax, отдавать скутер сразу не хотелось – машинка «не отпускала». Со мною это впервые за последние лет пять: тянуло прохватить еще километров эдак сто. И хотя на часах уже натикало девять вечера, я предупредил владельца, что задержусь. Пара кругов по Садовому кольцу, погонял по проспектам, набережным... Лишь когда сжег почти весь бензин, ничего другого не оставалось – поехал отдавать.
Через полчаса уже сидел на своей «Хонде», еще 20 минут – и я в гараже. Километры до дома ничем не запомнились, не зафиксировался момент, как вылезал из-за руля, вынимал ключи из замка зажигания, складывал шлем и перчатки в кофр, закрывал ворота на замок – все автоматически. А вот каждый километр теста Malaguti помню отчетливо.
Скутер предоставил на тест московский
мотосалон «РуБайкер».
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Модель Malaguti Spidermax GT500
Год выпуска 2008
Сухая масса, кг 204
Длина, мм 2240
Ширина, мм 930
Колесная база, мм 1490
Объем бензобака, л 14,5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип 1-цилиндровый, 4-тактный
ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, смз 459
Макс. мощность, л.с. при об/мин 40/7000
Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин 43/6000
Система питания топливный инжектор Magneti Marelli
Охлаждение жидкостное
Система запуска электростартер
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление автоматическое, центробежное
Коробка передач автоматическая
Главная передача ремнем типа V-belt
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама алюминиевый монокок V-Box со стальным подрамником
Передняя вилка гидравлическая, телескопического типа
Диаметр перьев, мм 41
Рабочий ход вилки, мм 120
Задняя подвеска двигатель в роли маятника, 2 гидравлических амортизатора с регулировкой поджатия пружин
Передний тормоз интегральная система – два 270-мм диска, суппорты с 2-поршневыми плавающими скобами
Задний тормоз интегральная система – 260-мм диск, с 2-поршневой плавающей скобой
Передняя шина 120/80-16
Задняя шина 150/70-16