Раззудись, плечо!
Как распределятся силы удара? Всякий удар любит упор. А что в нашем случае есть упор? Коробка передач. И пока сила удара дойдет до нее, все стопорные кольца окажутся под его воздействием. Если у Петрова верная рука и твердый глаз, может, все и обойдется, ведь в проточку кольцо садится все же легче, чем выходит. А если дрогнет? Хорошо, если дослать сил не хватит. А ну как лишка? Размах-то у нас крепкий... От богатырского удара «граната», безусловно, сядет на место. И внешне все будет выглядеть благополучно – не придерешься. А внутри... Внутри возможны два сценария.
Первый: плохой, но ездить можно. Часть энергии удара сжимает стопор и сажает «гранату» на место. Излишек сожмет стопор внутреннего ШРУСа и протолкнет вал внутрь «гранаты» примерно на 5–6 мм. Вал на свое исходное место уже не вернется, поскольку кольцо выйдет за край внутренней обоймы «гранаты» и застопорит вал в новом положении. В результате суммарная длина всего привода уменьшится на эти 5–6 мм. Запаса хода на внутренней «гранате» еще хватает, но при ходе отдачи подвески он приближается к своему пределу.
Второй: совсем плохой, ездить нельзя. Могучий удар просадит стопор и на внутренней «гранате». Вал сдвинется внутрь ее еще на 5–6 мм и укоротится так, что машина сможет ехать только по прямой. Первая же кочка вырвет сепаратор внутренней «гранаты» из ее корпуса. Дальше можно будет ехать только на буксире.
Теперь понятно назначение дополнительного стопорного кольца на валах 2108 и «Оке» старого, до 1996 года, образца. Был даже пластиковый противоударный буфер, который вставлялся в торец вала. Он смягчал удар, передаваемый на КП, а главное, не давал валу проскочить через стопор. Конструкторы, конечно, удешевили машину на несколько рублей, но как же неудобно стало работать!
Однако менять-то «гранаты» приходится, не покупать же привод в сборе! Но как ставить новую, если нужно сжимать стопор на хвостовике внутреннего ШРУСа, а стало быть, без удара не обойтись? Хочу предложить надежный, хотя и трудоемкий вариант.
Возьмем самый ходовой случай: замена наружного ШРУСа. После того как наружная «граната» своей шлицевой частью будет выведена из зацепления с колесной ступицей, делаем так:
1. Снимаем клещами большой стяжной хомут на резиновом чехле внутреннего ШРУСа.
Теперь с приводом можно делать все, что угодно: менять чехлы, стопоры, «гранату». Сборка – в обратной последовательности.
Иногда приходится снять привод целиком, например для ремонта КП. Опять возникает вопрос: как установить приводной вал, не нарушив положения стопоров. Я бы рекомендовал разбирать внутренний шарнир, вытащив из него вал. Наружный корпус внутреннего шарнира легко посадить на место любой подходящей оправкой.
Теперь несколько слов о типичных ошибках. Нередко фиксируют чехол первым попавшим хомутом или даже проволокой. Скажем, когда отломится фиксирующий усик, а бежать в магазин за новым хомутом лень. Строго говоря, особого криминала здесь нет, но: хомут должен прочно удерживать чехол, не должен его резать и деформировать и не должен иметь на поверхности выступающих замков, крючков, винтов и прочее. Иначе либо чехол порвется, либо привод подцепит и намотает на себя тряпку, проволоку и т.д., которая опять же порвет чехол.
При снятии левого (короткого) привода в сборе либо внутреннего шарнира из КП часто в щель между торцевой частью «гранаты» и КП забивают клинья или отвертки. При этом грязеотражатель умирает насовсем, а картер КП получает внушительные увечья.