Почти как Волга
Секретное оружие
Мы встретились в лаборатории НАМИ, которая в числе прочих великих дел занимается адаптацией импортных узлов и агрегатов под нижегородские машины. Предстоял интереснейший разговор с настоящими специалистами по тюнингу автомобилей ГАЗ. А пока Алексей проводил экскурсию по устройству «Волги»:
– Двигатель – ЗМЗ-406. Не секрет, что его разрабатывали по аналогии с моторами Saab, которые предусматривают вариант с турбиной и без. Конечно, детали ЗМЗ не рассчитаны на наддувные нагрузки. Поэтому мотор по сути новый, изготовленный по специальному заказу. Он не один. В Нижнем Новгороде таких двигателей десятки, еще пять есть в Москве. ЗМЗ принимает заказы и сейчас.
Тщательно все рассчитав, инженеры выбрали американскую турбину Garett TB25. С ней мощность двигателя возросла до 200 л.с. при 5200 об/мин, крутящий момент – до 304 Н.м при 2000 об/мин. Как вы понимаете, эти величины зависят от давления наддува. Сейчас оно колеблется от 0,5 до 0,7 бар в рабочих режимах. А с этой турбиной можно добиться мощности 250 л.с. и более 350 Н.м момента при тех же оборотах.
Кстати, наддувный – не первый двигатель в этом кузове. До него был ЗМЗ-409 – довольно неплохой агрегат, но его возможности быстро стали привычными. Пришлось искать новый вариант. И однажды он появился...
Двигатель с турбиной устанавливали специалисты BOSCH-Service (Сокольники) под руководством московских спортсменов-«волгарей». Сейчас фирма меняет место дислокации, поэтому техобслуживание я провожу у мастеров, которые стали мне друзьями, – в НАМИ. А в Сокольниках ребята смогли изготовить прямоточную выпускную систему из деталей от грузовиков ГАЗ и ЗиЛ! Обошлось мне это удовольствие в 8000 рублей. Сравните с «прямотоком» какого-нибудь именитого производителя, например, Sebring, что обойдется вам в 1000 «условных» с работой. Как говорится, не требует доказательства.
Конечно, трансмиссия не могла осилить такую нагрузку, и мне пришлось искать варианты. В прошлом я военный математик, поэтому вооружился справочниками, формулами и сел считать, какая коробка подойдет. Один из приемлемых вариантов – «механика» от Ford Scorpio/Sierra. Вскоре коробка была у меня. Мастера института провели ревизию и удивились великолепному состоянию деталей. Не пришлось менять практически ничего! Монтаж КП не вызвал особых трудностей. Потребовался лишь укороченный кардан, так как фордовская коробка длиннее.
Задний мост поставили от Volvo 940/960, восстановленный. В нем поменяли периферию, мелочь. Рессоры усилили. Уже два года этот комплект работает без нареканий.
Спортсмены переделали и переднюю подвеску, установив укороченные пружины ГАЗ-21 и изменив углы наклона шкворней. Штатные амортизаторы уступили место стойкам Bilstein (спереди) и деталям от Isuzu Trooper (сзади). Стабилизаторы – увеличенного диаметра. Теперь машина «баржу» не напоминает вовсе – управляется не хуже Mercedes. Личное мнение.
Да что там! На шоссе я легко оставлял позади Opel Omega 2,5, Audi A6, а по городу спокойно держался за BMW 530. Честное слово! И было заметно, что водитель «пятерки» здорово нервничал – сидящая на хвосте черная «Волга» явно провоцировала жать на педаль.
Алексей не преувеличивает возможности машины. Через пару дней, когда наступила сухая погода, нам удалось прокатиться. Мощный двигатель легко проворачивал колеса на третьей передаче, а старты с места вызывали опасение за психику свидетелей. Конечно, трудно поверить, что «Волга» может ТАК ездить. Но это факт, практически медицинский. «А что, нормальная машина, если немножко поработать с ней. До «Волги» у меня были разные машины. И я не считаю «Волгу» в своем списке «гадким утенком», – так комментировал обстановку Алексей. Намекал на прекрасное?
Варианты перевоплощений
О «Волгах» с импортными моторами наслышаны многие. Самые частые варианты – с агрегатами Toyota и Rover. На «японцах» специализируется нижегородская фирма «Техносервис», на «англичанах» – московское СП «Кроуфорд Хилл».
Нижний Новгород мы еще навестим, а пока встретились с директором «Кроуфорд Хилл» Александром Яковлевичем Якубсоном. Узнали много интересного.
Первые «Волги» с английскими моторами появились в 1995 году. Им подходят двигатели Rover объемом от двух литров (от легковых моделей 520 и 620) до четырех (точнее, 3,9 – тот же мотор, что на LR Discovery). Роверовский V8 по характеристикам чуть уступает наддувному ЗМЗ-406, но превосходит его по ресурсу. Если учесть, что фирма ставит и английскую коробку передач, которая славится надежностью, «Волга» становится вечной. Однако по затратам отечественный мотор с импортной турбиной «гуманнее». С этим трудно не согласиться, ведь разница в цене двойная.
Не секрет, что «Волги» с импортными двигателями обычно проходят комплексный тюнинг, обрастая оборудованием, которое привычнее видеть на иномарках высокого класса – вплоть до климат-контроля и развитых систем безопасности. Все это оборудование, естественно, импортное. Так что о патриотической концепции тюнинга можно окончательно забыть. Интересно, что Александр Яковлевич поделил клиентов фирмы на две категории: пассажиров заднего сиденья (чиновники высокого ранга, которым нужно ездить на чем-то, напоминающем «Волгу») и водителей (людей с высокими доходами, привыкших к нижегородским авто). Как правило, в их гаражах стоят дорогие иномарки, но ежедневное транспортное средство – «Волга».
Илья Михайлович Минкин, зам технического директора НАМИ, прочел нам целую лекцию о трансмиссии в тюнингованных ГАЗах. Начал он с мостов. Сразу отметил, что не будет рассказывать об узлах российского производства: «школа обязывает принимать только те решения, которые имеют безупречное техническое обоснование». С этим нельзя спорить. Илья Михайлович рассказал, что возможностей для замены масса, и его лаборатория проводит такие работы уже много лет. Специалисты рекомендуют два по-настоящему дельных варианта – мост от Mercedes-Benz, который ставили на многие модели, например, близкий по классу к «Волге» (условно) W124, и мост Volvo 7-й и 9-й серии. Эти автомобили давно сняты с производства, но до сих пор можно закупать б/у или восстановленные агрегаты.
С разрезными мерседесовскими мостами и независимой многорычажной подвеской повышается плавность хода, улучшается управляемость. Но зато «Волгу» не нагрузишь от души. И, конечно, цена. Удовольствие не из дешевых, мост приходится устанавливать вместе с подрамником и частью пола.
Мост Volvo дешевле – около 27 тысяч рублей. Он прекрасно адаптируется к кузову «Волги», надежен, прост и прочен. Но с ним управляемость не так безукоризненна..
Разнообразие коробок передач может поразить воображение. Сразу приходят на ум «эскорт», личная разъездная машина, «выходная» или для работы в сельской местности. Для каждого назначения можно по Женевскому автокаталогу подобрать несколько вариантов. Пока фаворитом по соотношению цена/качество считается 5-ступенчатая «механика» Ford. Но подойдет даже коробка от Chevrolet Camaro.
Это еще не предел!
Интересно, что Алексей даже не думает ставить точку на модернизации любимого авто:
– Машину закончили делать совсем недавно, и надо отъездить хотя бы 50–70 тысяч, чтобы досконально прочувствовать этот двигатель. Пока мотор и турбина работают, менять не буду. Возможно, дождусь появления ГАЗ-3115, и тогда агрегаты перекочуют в новый кузов. Наверняка поставлю boost-controller. Если получится, буду подбирать новую турбину. Еще планирую раздобыть кулачковую КП. Если однажды с таким набором приеду на стрит-рейсинг – смогу там наделать шуму. Но у меня нет такой задачи. Мне нравится «просто ездить». Каждый день.
«Волгу» менять пока ни на что не собираюсь. Надеюсь, не надо объяснять причины...
Фото автора