Поправка на ветер
Забавно, что внезапно взялись за расшифровку некоторых понятий, в которые лукавый народ любил вкладывать совершенно разный смысл.
Стало ясно, что такое «опасность для движения». С 1 января это – «ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения ДТП». Ну вот, теперь многие пункты блестяще оформились. Взять хотя бы ключевой – 10.1 («При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»). Будем надеяться, что конфликтных ситуаций при разборе ДТП теперь будет меньше.
Наконец-то ввели термин «перестроение». Стало понятно, что даже если водитель маневрирует только в пределах своего ряда (например, объезжая яму), он все равно обязан подавать сигналы поворота. «Прилегающая территория» перестала быть пустым звуком, обрела объем и такое же подчинение правилам, как и проезжая часть.
В девятый раздел добавлен новый пункт, предписывающий водителям объезжать справа островки безопасности, тумбы и другие дорожные сооружения на дорогах с двусторонним движением (если, конечно, знаки или разметка не требуют другого). Казалось бы, прописные истины. Ан нет, довольно часто возникают опасные ситуации с объездом искусственных препятствий, особенно когда они находятся на пересечении проезжих частей.
Приятно, что вспомнили и о пешеходах. Но как-то безоглядно... Короче, с нового года нельзя будет парковаться на тротуарах. Прежняя формулировка была совершенно пластилиновой: можно, «если это не создает препятствия для движения пешеходов». Получается, если можешь протиснуться между стеной и бампером, вроде и нет помех. Это плохо. Но интересно, что делать бедным автовладельцам в центре той же Москвы?
Вот с трамваями теперь все отчетливо. Разрешили типическую ситуацию: машина и трамвай едут навстречу друг другу по главной дороге, трамваю нужно налево. Придется автомобилю притормозить и пропустить.
Взялись наконец за грузовики. После 1 января машинам с массой более 2,5 тонны запрещено занимать крайнюю левую полосу на дорогах, имеющих три и более полосы движения в одном направлении, если они не собираются поворачивать или разворачиваться. Долой шустрых товарищей на «Газелях», вечно самоутверждающихся на скоростном ряду!
Проработан один интересный пункт, призывающий народ не отказывать сотрудникам милиции, работникам разных спецслужб и врачам в предоставлении своих авто. Текст этого пункта упрощен: список «официальных лиц» уточнен, случаи помощи конкретизированы. Теперь нас могут побеспокоить «сотрудники милиции, федеральных органов государственной охраны и федеральной службы безопасности», а также «медицинские и фармацевтические работники для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни». При этом «лица» уже простым спасибо не отделаются – обязаны дать «справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации)». И компенсировать в дальнейшем расходы на бензин и амортизацию или, не дай бог, ущерб. Вот так все отчетливо. Исключая, конечно, такие моменты, когда поработают псевдосотрудники спецслужб, со своими псевдодокументами, – ведь люди плохо знают, как выглядит удостоверение сотрудников ФСБ или ФСО...
Честно говоря, эти косметические изменения просто смешны по сравнению с теми недочетами, которых в наших ПДД пруд пруди. Взяли бы да разъяснили самый спорный пункт Правил – является ли разворот через осевую или поворот налево через нее выездом на встречку или нет. Но поговаривают, что хотят нас обязать ездить зимой с включенными фарами и ограничивать скорость в населенных пунктах до 50 км/ч.