Танцуют все!
Чтобы объять такую прорву желающих, создан новый институт независимых оценщиков. Все специалисты института, несмотря на независимость, обязаны владеть аттестационными документами государственного образца и свидетельством, что они внесены в государственный реестр экспертов-оценщиков Министерства юстиции. Приятно, что автовладельца все это волновать особо не должно – по закону независимую экспертизу организует за свой счет страховщик.
Оценка ущерба начинается, как и в незапамятные времена, на месте аварии. Инспектор ДПС описывает явные повреждения машины и (если будет в хорошем настроении) может указать – мол, возможны скрытые дефекты. Основополагающим же документом независимой экспертизы станет справка из группы разбора. Но тут имейте в виду: она согласно закону должна быть организована в течение пяти дней после сбора всех документов. Реально – не ранее 1,5–2 недель с момента аварии. Сами знаете, как у нас документы достаются... То есть деньги можно получить в лучшем случае через месяц. Ладно, все же приятнее, чем выбивать через суд.
Если машина на ходу, то проще подъехать на экспертизу самостоятельно, если повреждения значительны, то к месту хранения авто приедет оценщик. Стоимость ремонта он рассчитывает весьма немудрено, слагая средние цены на нормочасы и запчасти в регионе. Другое дело – где и сколько раз эксперты возьмут данные для своих средних цифр. С отечественными машинами все более-менее ясно, а вот с иномарками грозят проблемы – разброс цен на запчасти у них отличается в разы. Нужен компромисс, ведь страховая компания не станет оплачивать ремонт десятилетней машины, как новой. И может легко случиться, что денег, выплаченных СК, не хватит. Тут есть выбор – делать собственную отдельную экспертизу или судиться.
Еще момент. С началом действия ОСАГО вызывать виновника на экспертизу не требуется. Сколько денег его страховая компания отдаст пострадавшему – уже не его забота, так что не надо мучиться с вызовом ответчика, посылать телеграммы с уведомлением о вручении, беспокоиться о том, что кто-то не пришел, и так далее. Все тяготы «переноса бумажек» ложатся на бедного истца: ему и в ГАИ стоять, и на экспертизу ездить, и машину ремонтировать, и обивать пороги страховой (самое сложное), чтобы деньги выплатили. А с виновника только и спросят, что штрафной коэффициент.