Коктейль Лужкова
Власти некоторых регионов вот уже несколько лет разоряются на специальные реагенты. С ними опыт нужен немалый: помнится, как-то в Москве за пару зимних месяцев использования странного активного вещества все провода над мостовыми прогнили, троллейбусные маршруты отменились и были «массовые беспорядки». Однако противогололедные реагенты постоянно улучшаются и, что самое главное, у нас теперь умеют ими пользоваться. И вроде экологи чуть поутихли.
Курс химии и математики
Самые распространенные химикаты, призванные бороться со льдом и снегом, – хлористый магний и хлористый кальций. Они используются, естественно, не в чистом виде, а с добавками.
«Плавящая» способность хлорида магния невысока, так что его используют в умеренно холодных климатических зонах (до –20 по Цельсию). А на большую часть дорог нашей страны целесообразнее распылять хлористый кальций (ХК). Его эффективность испытана на столичных дорогах зимой 2002/2003 годов, и в регионах им тоже заинтересовались.
ХК производят в России, к примеру ООО «Глобал-Каустик» из Волгограда по лицензии американской компании Global Speciality Chemicals LLC. Однако он дорог – тонна потянет на 15 тысяч рублей! (Такое же количество технической соли – стоит менее 2 тысяч.) Мало того, новомодного химиката нужно 80–100 граммов на 1 кв. м, а соли всего 30–50. Впечатляет? На такой мегаполис, как Москва, нужно более 300 тысяч тонн за зиму. Вот и считает мэрия денежки, хорошо считает...
ХК используют в жидком состоянии и в виде гранул. Варианты отнюдь не равнозначны, а потому путать сферу их применения нельзя. Жидкий ХК применяют заранее, получив прогноз от метеобюро о надвигающихся заморозках. Попав на асфальт, раствор существенно понижает температуру замерзания водяной пленки. И дорожное полотно остается влажным, что, согласитесь, лучше гололеда. Но тут важно не переборщить. Лишняя жидкость на дороге ни к чему – ухудшится сцепление шин с дорогой. Такое было в столице в начале прошлой зимы: неопытные коммунальщики ливанули лишнего да еще не вовремя – в результате спровоцировали массу аварий. С тех пор новый реагент прозвали коктейлем Лужкова. Потом уж дорожники натренировались и жизнь наладилась.
Гранулированный ХК надо сыпать постфактум, то есть прямо на снег и ледяную корку. Гранулы начинают активно плавить лед и снег. Работает реактив несколько часов. Быстро просочившись до асфальта, он образует рассол, разрушая связь льда с дорогой. А дальше уже дело машин или пешеходов, которые превратят все это в кашу.
Экология
С экологической точки зрения хлористый кальций почти безвреден. Так же думают и агрономы, рекомендующие его в виде удобрения. Это, конечно, не значит, что по обочинам дорог все зацветет буйным цветом. В «дорожном» ХК полно добавок, например антикоррозионных, угнетающих несчастную природу. Страдает и сама дорога: из-за постоянной обработки покрытию приходится часто проходить циклы замерзания-оттаивания, что быстро разрушает асфальт.
Долой монополию!
Почему продвинутые химикаты могут использовать только дорожники? Мы тоже хотим посыпать ледок около гаража и подождать полчасика, пока он растает, а не долбать колуном до исступления.
Можно, можно и вам – говорят ушлые коммерсанты. Вот «Айсмелт» (есть еще «Биомаг», «Антиснег» и иже с ними), просим любить и жаловать, – тот же хлористый кальций, только в маленьких дозах и красивой упаковке. Берите на дачу, в гараж, в багажник, да хоть у подъезда сыпьте, чтобы бабушки не падали. Есть спрос – будет и предложение.
В общем, вроде в этих химикатах больше пользы, чем вреда. Кузова медленней ржавеют, на дорогах меньше абразива (ведь нет надобности сыпать песок), а главное – меньше аварий. Осталось только одно: заставить городские власти каждого региона эту химию покупать. Деньги, конечно, немалые.